Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Начо Дуато

05.08.2011

Начо Дуато

В начале этого года всемирно известный хореограф Начо Дуато досрочно расторг контракт с Национальным балетом Испании, где проработал директором двадцать лет, и возглавил балетную труппу Михайловского театра. Сейчас он живет в Петербурге, практически все время проводит со своими подопечными, представил две премьерные постановки. Начо Дуато признался «Санкт-Петербургским ведомостям», что наконец-то достиг вершины творчества.

— Вы стали руководителем русской балетной труппы. Какие-то личные предпосылки были для этого?

— Я с пятнадцати лет восхищался русскими танцовщиками, у меня в комнате висели фотографии Нуреева, Максимовой, Плисецкой, меня всегда привлекала русская школа. Но у балета нет государственных границ. Я учился в Лондоне, у Мориса Бежара в Брюсселе, в Американском театре балета Элвина Эйли, потом стал танцевать в шведском балете Биргиты Кульберг и Нидерландском театре балета под руководством Иржи Килиана.

— Когда в 1990 году вы возглавили труппу Национального балета Испании, сменив на посту художественного руководителя Майю Плисецкую, вы получили первый опыт работы с танцовщиками академической выучки, приглашенными русской балериной. Но в результате за годы работы вам удалось существенно пополнить историю современного балета новыми спектаклями, далекими от канонов классики.

— В испанской труппе по-прежнему танцуют артисты, которые работали с Майей Плисецкой и по ее приглашению приехали из Москвы. Я никого не уволил, хотя, разумеется, поставил перед ними свои условия; некоторые были не готовы ломать свои стереотипы ради того, чтобы танцевать мои спектакли, и ушли по собственному желанию. За двадцать лет работы директором Национального балета Испании я расторг только два контракта — не терплю ленивых людей. Разумеется, два десятка лет для балетной труппы большой срок, кто-то заводит семью, уходит в свободное плавание, на смену приезжают танцовщики из других стран. В балете «Ромео и Джульетта», который я поставил в Испании, главные партии исполняли Майя Плисецкая и австралийский танцор, один из лучших солистов моего бывшего коллектива. В Михайловском театре я также не собираюсь никого увольнять или приводить своих танцовщиков. Мне достался лучший коллектив, о котором можно только мечтать.

— Каждый европейский хореограф, который ставит балеты специально для русских танцовщиков, как правило, говорит о том, как нелегко виртуозам классического танца даются современные техники. Вы столкнулись с этой проблемой?

— Для меня не существует русского танцовщика, американского или испанского. Есть просто танцор, а откуда он родом, неважно. Не могу налюбоваться своими нынешними подопечными — они преображаются на глазах. Сегодня была репетиция, и я замечаю, как за эти восемь часов человек меняется, понимает для себя что-то новое, пересматривает свое отношение к танцу и к искусству в целом. Мне приятно осознавать, что я способствую таким положительным переменам. Вы не представляете, как за шесть месяцев наших совместных регулярных занятий изменились танцовщики! Кому-то новая пластика дается легко, кому-то труднее, но какие у них тела, образование, подготовка!

Сегодня у зрителей и артистов есть масса возможностей быть в курсе того, что происходит в мире по части современного танца. Практически все постановки, пусть фрагментами, можно посмотреть в Интернете. В Москву приезжали Килиан и Форсайт, в Петербурге показывали балеты Марты Грэм, Анжелена Прельжокажа. Процесс набирает обороты, и я горжусь тем, что тоже к нему причастен. Я заметил, что петербургские зрители очень внимательны. Мне интересен Михайловский театр, здесь я работаю на пересечении классического и современного танца. И на стыке двух разных миров можно создать что-то оригинальное. «Прелюдию» я не смог бы поставить в Мадриде. Мои спектакли испанского периода сейчас можно увидеть в Москве, и они совсем не похожи на то, пока еще немногое, что я осуществил в Петербурге.

— Когда в прошлом году вы готовили балет «Вишневый сад» для Чеховского театрального фестиваля в Москве, у вас не было потребности познакомиться с русской глубинкой? Не возникло ли желания проехаться по нашим бескрайним просторам?

— Я четыре раза приезжал в Мелихово, в дом, где жил писатель. Но даже если бы я пять лет прожил безвылазно в русской глубинке, я не смог бы полностью понять Чехова, поскольку для этого надо родиться русским и в совершенстве знать язык. Меня многие вещи потрясли: я смотрел на рабочий стол писателя, представлял его руки на столе... Сейчас, работая в России, мне хочется поближе познакомиться с творчеством этого писателя, хотя бы немного приблизиться к его героям, разгадать их мотивы — я думаю, проза Чехова содержит в себе ключик для понимания той самой загадочной русской души, о которой без конца твердят европейцы.

— В новом сезоне вы ставите «Спящую красавицу». Можно узнать какие-нибудь подробности?

— В декабре мы планируем премьеру. Эту идею мы обсуждали с Владимиром Кехманом. Я подумал, почему бы нет? Я обожаю Чайковского и готов принять этот вызов — длинный балет, много действующих лиц, яркие характеры, па-де-де, вариации, сложные кордебалетные перестроения. У меня есть великолепная труппа, оркестр, все в моих руках, я хочу поставить большой и сложный балет! Я сказал: за дело! Только не будет ничего общего с привычной русскому зрителю хореографией Мариуса Петипа... Но сюжет я сохранил, и действие закончится свадьбой. Конечно, будет абсолютно новая хореография. Мне кажется странным и даже забавным, что, допустим, на афишах Мариинского театра рядом с названием «Спящая красавица» значится фамилия Петипа и здесь же — еще трех современных хореографов. В лондонском «Ковент-гардене» та же ситуация — указаны имена трех постановщиков и при этом сказано, что хореография Мариуса Петипа. Я признаю такой вариант, но не хочу повторять. Если я сделаю ошибку, это будет лично моя ошибка.

— Вы уже решили, кто будет исполнять главные партии?

— Аврору станцует красавица Ирина Перрен, а принца Леонид Сарафанов.

— Вы достаточно поздно начали танцевать. Не сразу определились с делом своей жизни?

— В Испании балет считался занятием для девочек, к моему увлечению не относились серьезно. Мои шесть сестер занимались танцами, а я с тремя братьями — дзюдо. После окончания школы уехал в Лондон, сказав родителям, что буду учиться на актера, и только через год признался, что стану профессиональным танцовщиком. Я попробовал себя во многих областях: снял несколько кинофильмов в Испании, ставил мюзиклы, работал на телевидении и даже снимался в рекламе. Я вполне мог бы сделать карьеру киноактера, получал предложения с Бродвея, но, к счастью, понял, что больше всего меня привлекает искусство танца. Я бросил все и быстро наверстал упущенное, потому что балет требует всего тебя без остатка.

— Как вы все-таки решились приехать в Петербург? Какие ощущения от здешней культурной жизни?

— Я привык переезжать с места на место и утратил чувство дома. Я ставил спектакли в Лондоне, Нью-Йорке, в Амстердаме, Стокгольме, в Бразилии... В семнадцать лет я приехал учиться в Лондон, с тех пор постоянно общаюсь с новыми людьми, говорю на разных языках... Меня пугало только одно: я еду в столицу классического балета. Но я себя успокаивал тем, что если бы театру нужен был приверженец традиций, они бы пригласили кого-то другого. Великий Мариус Петипа, между прочим, четыре года работал в Мадриде, прежде чем переехать в Петербург, но когда королевский двор приостановил спонсирование его спектаклей, он уехал. Так что в истории петербургского театра уже был прецедент взаимодействия испанских и русских традиций. Я ни в коем случае не сравниваю себя с Петипа, но он мог бы остаться в Мадриде, однако уехал в Петербург. Я тоже мог и дальше работать на родине, тем не менее, я здесь. Не стоит бояться перемен, ведь они двигают искусство вперед.

— Среди деятелей петербургского искусства принято считать, что наш город достаточно консервативный, не такой открытый к восприятию новейшего искусства, как европейские столицы.

— Сейчас нет никаких ограничений. Я много думаю о границах и свободе, и понимаю, что весь мир находится как бы в открытом доступе. Я буквально вчера вернулся из Любляны, и там тоже люди невероятно интересуются современным искусством, ставят перформансы, устраивают смелые художественные акции. Недавно во время совместной выставки петербургских галерей в пространстве завода им. Степана Разина я купил небольшую картину молодого художника Кирилла Макарова. Я единственный человек, кто там что-то купил! Если сравнивать с Европой, там люди готовы вкладывать деньги в современное искусство. Но думаю, у вашего (теперь уже нашего) города есть шанс и по части современного искусства догнать Нью-Йорк или Лондон. Это всего лишь вопрос времени.

— У вас никогда не было желания поставить не просто балет, но, как сейчас модно, действо в синтетическом жанре, совмещая видео-арт, акробатику или даже оперу?

— Несколько лет назад меня впечатлила опера «Тристан и Изольда» с видеорядом Билла Виолы (в Петербурге спектакль тоже показывали), и я очень уважаю этого художника. Но я бы не позволил чему-то постороннему вторгаться в танец. В прошлом году в Нью-Йорке, а затем в Амстердаме я посетил так называемый show-dancing, или хэппенинг. Замедленные движения танцоров проектировались на большие экраны. Не могу сказать, что это оставило сильное впечатление.

— А если бы Владимир Кехман предложил вам попробовать себя в качестве режиссера оперы, вы бы рискнули?

— Не думаю, что это возможно. Я не особый любитель экспериментов и в своей работе придерживаюсь, скорее, классических методов. Меня трудно соблазнить каким-нибудь экспериментом. Поэтому мне так уютно в этом театре, где в моем распоряжении артисты академической выучки, симфонический оркестр. Когда я говорю, что работа над новой «Спящей красавицей» — это для меня новый вызов, вы должны понимать, что саму историю я не трону, вы увидите знакомую с детства сказку. Я не могу сказать, что «Прелюдия» полностью современный балет. Классическое и современное — это не черное и белое, это всегда полутона, светотени, благодаря которым возникает новый рисунок.

— Выпускники Вагановского училища нередко сетуют на то, что в процессе обучения мало внимания уделяется современной хореографии. С начала учебного года вы будете там преподавать, есть какие-то идеи, чему и как учить юных танцовщиков?

— В мире полно плохих танцовщиков, которые отлично владеют техникой модерн, но беспомощны в классике. Хорошая «Сильфида» выглядит гораздо более современной, чем плохой балет модерн. Я действительно так думаю. На следующей неделе у меня назначена встреча в Вагановском училище, уже в сентябре я приведу туда своего ассистента. Есть планы подготовить сцену из моего балета на музыку испанских композиторов, где задействованы двадцать два танцовщика. Во время учебного года я сам каждую неделю буду заниматься со студентами балетной академии, лучших возьму в Михайловский театр. В идеале хочу поставить балет с выпускниками. Я делал спектакли с выпускниками танцевальных школ в Нью-Йорке, в Париже, в Канаде, в Австралии и в Испании. Я не буду брать денег за педагогическую работу, считаю, что учить надо безвозмездно. Я просто дам им возможность попробовать новые движения, испытать новые эмоции.

— Вам доводилось раньше бывать в Петербурге? И чем вас вдохновил этот город?

— В 1983 году в составе труппы Нидерландского балета я впервые приехал в Ленинград. Тогда это было короткое знакомство. Теперь все мои знакомые признают, что я выбрал один из красивейших городов мира, замечательный театр, и теперь в моем распоряжении лучшие танцовщики. Да, зимой бывает холодно, но я привык к суровой зиме, когда жил в Стокгольме. У меня есть теплое пальто, и если одеваться по погоде, холодов не замечаешь. Я двадцать лет не чувствовал такого уважения от коллег и от публики, какое получил здесь. Я долго жил в Испании, но больше не хочу туда возвращаться, я не чувствую себя испанцем, я даже не похож на испанца.

— И все-таки, для вашего творчества важны национальные мотивы. Вы ставили балеты на старинную каталонскую музыку, практически каждый спектакль в чем-то напоминает древний ритуал?

— Да, в тех двух балетах я рассказал о своих личных внутренних связях с Каталонией, о том, что эта страна для меня значит. Я — часть средиземноморской культуры. Ее ареал — Италия, Франция, Греция, Северная Африка, Испания. Когда я захотел сотворить что-то испанское, даже не подумал позаимствовать мотивы из «Кармен» или «Дон Кихота» и взял за основу еврейские песни Каталонии. В них, на мой взгляд, отразилась атмосфера огромной территории, которая тянется до Сахары... Это и есть моя Испания, золотой век Испании — перекличка разнообразных культур: арабской, кельтской, еврейской, римской.

— Вы требовательны к артистам? Насколько легко вас вывести из себя?

— Я двадцать лет руководил одной труппой; это значит, я достаточно терпелив. Разумеется, мне хочется, чтобы меня окружали люди, преданные своему делу. Терпеть не могу проявлений лени, не хочу никого подгонять, напоминать, заставлять. Я провожу на работе целый день и, конечно, требую отдачи. В театр не приходят как на службу, в определенные часы пять дней недели — все делается по велению сердца.

— Как вам кажется, существует ли какое-то противостояние двух ведущих театров города, Мариинского и Михайловского?

— Я не замечаю никакого соперничества. Я чужд любой соревновательности. У каждого театра свои задачи, свой репертуар. Моя задача — заинтересовать зрителей своим творчеством. Я думаю только о том, что я могу сделать для своего театра.

— За время жизни в Петербурге у вас появились какие-то новые привычки и пристрастия?

— Здесь все, как в Европе, много замечательных ресторанов средиземноморской кухни. Я заметил, что петербуржцы — ценители японской кухни и очень любят есть палочками. А вообще я сейчас с головой в работе. В Испании было много отвлекающих факторов — друзья, звонки, встречи. А в Петербурге я сразу же после театра еду в свою квартиру, где слушаю Чайковского. Может быть, потом я смогу себе позволить отдых, но в ближайшие два года я должен заслужить уважение своей труппы. Я хочу, чтобы мои петербургские танцовщики знали, что я готов все свое время проводить с ними.

— И напоследок немного о дальнейших планах.

— Возможно, это будет балет на музыку Баха... Пока спектакли ставлю только я, но как только я буду уверен, что артисты готовы, мы обязательно пригласим знаменитых хореографов. Возможно, Килиана, Матса Эка, Форсайта, Макмиллиана. За два-три года мы сформируем базовый репертуар театра и постепенно будем добавлять постановки выдающихся современников.

— Планируете искать или воспитывать новых хореографов?

— Возможно, я своим примером как-то повлияю на своих подопечных, и кто-нибудь захочет попробовать себя в качестве балетмейстера. Лучшие хореографы получаются из танцовщиков. В школах не учат ставить балеты, а театр дает эту возможность; хореографу нужно время и пространство — это есть только в театре.

Полина Виноградова,
«Санкт-Петербургские Ведомости»
05.08.2011
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.