По барабану!

26 сентября 2017

По барабану!

По барабану!

26 ноября в фойе бельэтажа состоится камерный вечер музыки для ударных инструментов.

— На концерте зрителям впервые будет представлена уникальная маримба голландской фирмы Concorde, которую недавно приобрел наш театр, — рассказывает перкуссионист Александр Шалимов. — Она уникальна своим диапазоном — к обычным пяти октавам добавлена еще одна треть басовых нот. Дорогой инструмент, схожий по своему строению с ксилофоном, он очень здорово звучит, и уверен, наши зрители это почувствуют и оценят. Пока я не видел ни одного произведения для маримбы с таким диапазоном, поэтому мы решили исполнить «Полет шмеля» в переложении для одного инструмента и двух исполнителей. Чтобы «вытянуть» это произведение, мы будем постоянно перемещаться вокруг инструмента, поэтому будет интересно не только слушать, но и смотреть.

Помимо маримбы на концерте можно будет услышать звучание вибрафона, малого барабана, хэнгдрама, испанского кахона, кубинских конг, дарбуки и мультиперкуссии.

— Для обывателя ударные — это в первую очередь барабан. Люди редко задумываются о том, что у него есть ноты, не замечают мелодической структуры, слышат просто ритм. Впрочем, подобную, с позволения, глухоту демонстрировала вся академическая музыкальная традиция вплоть до второй половины двадцатого века. То есть мелодические сочинения для ударных начали выходить из-под пера выпускников консерваторий совсем недавно, но они по-прежнему редко исполняются, поскольку требуют от музыкантов немалой степени виртуозности. К слову, это будет первый концерт ударных инструментов и в истории Михайловского театра.

Еще одним необычным открытием для многих будет хэнгдрам. С момента изобретения этого инструмента не прошло и двух десятилетий. Раньше его производили под заказ только в Швейцарии, инструмент нужно было ждать несколько лет. Сейчас их делают по всему миру, а один из лучших в мире мастеров живет в Выборге. Хэнгдрам похож на летающую тарелку, какой её представляла массовая культура 60-х. Играют на нём руками, тело инструмента имеет восемь тональных областей, удары по которым отзываются определенным набором нот.

— Проблема вхождения ударных в дома академической музыки, как мне кажется, связана с тем, что многие инструменты имеют свое этническое прошлое и ассоциируется с ним, отрицая тем самым универсальный характер академической музыки. В программе концерта есть две вещи сербского композитора Небойши Живковича, одна из которых — «Илиаш» — написана для маримбы, мы же добавили в нее арабскую перкуссию. В мелодии Живковича легко прочитываются сербские народные мотивы, но исполняется она на инструментах, которые сербской музыке не свойственны. Схожая история с сочинением «Маримба спиричуэл» японца Минору Микки. В этой музыке, которую он посвятил голодающим детям Африки, очевидны его этнический корни. Вещь написана десять лет назад для одного маримбиста и трех перкуссионистов. Сейчас вышло новое переложение для двух исполнителей, то есть партию трех перкуссионистов переложили на одного. На концерте мы продемонстрируем, что ударные могут быть не просто ритмом, они могут передавать и довольно сложные эмоции.