«Лисичка. Любовь» <Br>Опера для юных взрослых

16 марта 2017

«Лисичка. Любовь» <Br>Опера для юных взрослых

«Лисичка. Любовь» <Br>Опера для юных взрослых

17 апреля на сцене Михайловского театра состоится открытие XIV фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин». Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Натальи Сац представит спектакль «Лисичка. Любовь», основанный на оперной партитуре Леоша Яначека «Приключения Лисички-плутовки».

Одно из самых популярных в мире оперных сочинений ХХ века, переведенное на многие языки и поставленное в разных странах мира, почти неизвестно в нашей стране. Спектакль театра Натальи Сац, премьера которого состоялась осенью 2015 года, всего лишь вторая постановка знаменитой оперы в России. Для режиссера Георгия Исаакяна «Лисичка» — это своего рода современная мистерия. Спектакль, по замыслу постановщика, адресован в первую очередь юным зрителям, подросткам, стоящим на пороге взрослой жизни. Они задумываются о ее смысле, о любви, потерях, о своем месте в мире. Судьба Лисички — отражение самой жизни. Лисичка — и хищница, охотящаяся за курами, и девушка, в которую все влюблены. Она и мечта, и воспоминание. «История Лисички, которая живет, влюбляется, растит детей, а потом погибает — это притча о цикличности жизни, о том, что зима переходит в весну, весна — в лето, лето — в осень, и так — из года в год, всегда. В этом нет никакого пафоса, но только в этом и есть смысл», — считает Георгий Исаакян.

Название оперы Яначека создатели спектакля изменили. Это сделано сознательно: во-первых, чтобы подчеркнуть, что постановка предназначена не для малышей, а во-вторых, чтобы сделать акцент на её основной идее. Музыкальный руководитель и дирижер Евгений Бражник говорит об этом так: «Наш спектакль называется „Лисичка. Любовь“. Он о том, что любовь не исчезает вместе с уходом человека. Она живет, она возникает снова и снова, и именно она питает все живое на земле. И только в ней — главная суть человеческого существования».

Знаменитый соотечественник Яначека писатель Милан Кундера называл «Лисичку» «самой ностальгической оперой на свете». Сам композитор верил, что музыка, основанная на интонациях живой человеческой речи, способна «отворить окно» в душу любого человека. Авторы спектакля не сомневаются, что юная аудитория откликнется на не самый простой музыкальный язык чешского классика. «Я убежден, что детей надо воспитывать на высокой музыке, на сложной музыке, что подросток готов ее слушать и воспринимать, — делится мнением режиссер спектакля Георгий Исаакян. — Но ему нужен модератор, хороший учитель, собеседник. И кому, как не детскому музыкальному театру, им быть».