Новости
15.06.2017
Великая Фея Сирени
16 июня Алле Осипенко исполняется 85 лет. Великая русская балерина выходила на нашу сцену на пике своего творческого пути, а десятилетие назад стала педагогом-репетитором Михайловского театра. Мы счастливы, что можем прикоснуться к одной из величайших балетных легенд XX века.— Всем артистам, с которыми Алла Евгеньевна работала у нас, она смогла привить любовь к театру. Она сама пришла в балетный мир фанатично, — рассказывает директор балетной труппы Михайловского театра Андрей Кулигин. — Её творческая судьба — это пример полного неприятия компромиссов и абсолютная одержимость искусством.
Впервые об Алле Осипенко заговорили в 1953 году, когда Константин Сергеев назначил недавнюю выпускницу хореографического училища, одну из последних учениц Агриппины Вагановой, на партию Феи Сирени в новой редакции балета «Спящая красавица».
— Незадолго до премьеры она торопилась в театр и упала, выходя из трамвая, прямо на площади, — рассказывает Андрей Кулигин. — А все потому, что из трамвая решила выйти в жете. Тротуар — не сцена, она подвернула ногу и не смогла станцевать премьеру. Но позже станцевала и запомнилась в этой партии навсегда. А дальше все пошло по фантастической траектории. Какая у нее была экспрессия, какая неудержимость! В советское время балерина с хорошим классическим амплуа, танцующая всю классику, вдруг начинает танцевать у Якобсона, потом у Эйфмана. Она любила и умела внедряться в новое, даже в такое новое, что могло показаться провокацией. Но у нее хорошее чутье, так как за всю свою карьеру она ни разу не встретилась с плохими балетмейстерами, хотя работала с новаторами, героями своего времени.
В нашей балетной труппе есть артисты, у которых с Аллой Евгеньевной сложились свои особые отношения.
— Этот человек — это подарок всей моей жизни, именно она сделала меня в профессии, открыла мне много тайн, облагородила и воспитала, — рассказывает Сабина Яппарова. — Вместе с ней я пришла в Михайловский театр. Она дала мне очень много, я уверена, что без её участия я не состоялась бы. Я всегда слушала её открыв рот, всегда была готова принять все, что она говорила, все впитывала. Когда у меня есть возможность, я ей всегда звоню, но разговоры у нас непростые. И даже сейчас, говоря об Алее Евгеньевне, я очень волнуюсь. Этот человек в моей жизни появился не просто так, не просто проходящий персонаж. О том, что она мне передавала, я могу рассказывать часами, вплоть до того, как вести себя вне сцены, за кулисами, учила женским хитростям. Это переходит всегда в какие-то личные примеры, истории из жизни.
— Помню, как однажды на гастролях все гуляли, а она со мной занималась в номере гостиницы. Привязывала свой тяжелый ботинок к моей ноге, и я её качала. Алла Евгеньевна в это время рядом курила сигарету. Я очень уставала и мечтала, чтобы она рассказала мне какую-нибудь историю — это дало бы передышку. Она умела вбить образ, она заставляла понимать, о чем вообще ты танцуешь. Высокоинтеллектуальный человек, она не терпит посредственность на сцене, глупость и незнание того, что вообще человек делает. Пустоты в голове она на дух не переносит. Мы постоянно ходили с ней по выставкам, знакомились с литературными первоисточниками, обсуждали их — и всегда много спорили.
— Моя первая встреча с Аллой Евгеньевной состоялась задолго до предложения сыграть роль Осипенко в фильме «Рудольф Нуриев. Прыжок в свободу», — вспоминает Светлана Бедненко. — В 2013 году руководство Михайловского театра предложило мне подготовить с Аллой Евгеньевной партию Одетты-Одиллии. Я только начинала работать в этой труппе, и хотя много раз станцевала Одетту-Одиллию на других сценах, Алла Евгеньевна помогла мне открыть эту партию заново. В репетиционной работе самым важным критерием для нее остается художественная выразительность: каждое движение и даже взгляд должны быть не просто осмыслены и воплощены технически, но и наполнены глубоким эмоциональным содержанием.
— В процессе подготовки к съёмкам я старалась узнать как можно больше о совместной работе Осипенко с Рудольфом Нуриевым, её взаимоотношениях с Натальей Дудинской. Пересмотрела все видеозаписи, которые нашла в интернете. В прошлом году я приезжала к ней на день рождения. Она была рада меня видеть и, как мне показалось, осталась довольна фильмом. В этом году в день её рождения у нас в театре «Дон Кихот», я буду занята в спектакле, но обязательно лично поздравлю Аллу Евгеньевну при первой возможности.
— У меня в кабинете висит картина с букетом сирени — это подарок от Аллы Евгеньевны, работа её вдохновленного поклонника, — рассказывает Андрей Кулигин. — Такие букеты сопровождают её всю жизнь. И сейчас в день рождения великой балерины весь Петербург благоухает цветущей сиренью.
Весь коллектив Михайловского театра желает Алле Евгеньевне здоровья и долголетия.