Три возраста гения

24 ноября 2017

Три возраста гения

Три возраста гения

Музыка Дмитрия Шостаковича, созданная им в разные периоды жизни, прозвучит 10 декабря на камерном концерте в фойе бельэтажа.

— Во время учебы в консерватории Шостакович сочиняет маленькое трио, — рассказывает скрипач Владислав Глуз. — Этот образец типичной русской музыки, в которой можно уловить все, к чему пришла к этому моменту русская композиторская школа. Шостакович, которого мы все с вами знаем, в этой вещи угадывается с трудом. Но тем интересней будет проследить его последующую эволюцию, появление собственного музыкального языка.

В середине творческого пути, после «Леди Макбет Мценского уезда», после гонений со стороны власти, к Шостаковичу пришло наконец признание, в том числе и официальное. На пике известности и славы он пишет концерт для фортепиано и трубы. Эта вещь появилась параллельно с очень популярным циклом из 24 прелюдий, своеобразных бытовых и жанровых зарисовок. Концерт полон юмора, цитат, эпизодов, которые по выразительности сравнимы с кинокадрами. Можно сказать, что в этой музыке мы слышим счастливого гения.

— Из поздних сочинений Дмитрия Дмитриевича мы выбрали «Камерную симфонию», — продолжает Владислав Глуз. — Это версия его Восьмого струнного квартета, переработанная композитором и дирижёром Рудольфом Баршаем в 1967 году. Знаменитый до-минорный квартет, написанный Шостаковичем в Дрездене, во время его работы над партитурой к фильму «Пять дней, пять ночей» создавался невероятно быстро. Он был написан за три дня в июле 1960 года.

Формально композитор посвятил его «Памяти жертв фашизма и войны». Но память о собственных унижениях, которым Шостакович подвергался в сталинскую эпоху, постоянное опасение за жизнь родных и близких, память о массовом терроре, побудила его создать одно из самых проникновенных, автобиографических произведений. Композитор снабдил сочинение мотивом-монограммой и процитировал в нём более двадцати собственных музыкальных тем из сочинений разных лет. «Намёками» проходят в квартете темы из Траурного марша Вагнера, Шестой симфонии Чайковского, а также революционная песня «Замучен тяжёлой неволей».

— На концерте мы немного нарушим хронологию, — завершает свой рассказ Владислав Глуз. — В силу чисто исполнительской логики начнем с раннего творчества, проложим поздним и в конце сыграем позитивного Шостаковича эпохи расцвета.