Выставка «МАЛЕГОТ в эвакуации»

4 мая 2017

Выставка «МАЛЕГОТ в эвакуации»

Выставка «МАЛЕГОТ в эвакуации»

Выставка «МАЛЕГОТ в эвакуации» открылась в подкове бенуара. На ней представлены оригиналы эскизов декораций и костюмов к спектаклям, которые ставились в военные годы. Экспозиция сопровождается цитатами из дневниковых записей арфиста театра Ивана Поломаренко.

Подробной летописи жизни театра в 1941–1945 годах мы обязаны арфисту оркестра МАЛЕГОТа Ивану Александровичу Поломаренко (1876–1965). Профессиональный музыкант, игравший в оркестре лейб-гвардии Преображенского полка и оркестре графа Шереметева, с 1919 года служивший в нашем театре, прилежно — почти ежедневно! — вёл дневник, описывая бытовую и творческую жизнь, беды и радости труппы. Все цитаты на стендах приводятся из дневниковых записей Ивана Александровича.

Общая «обязательная» эвакуация труппы Малого оперного была объявлена 16 августа 1941 года, и 22 августа театральный эшелон, состоявший, в основном, из вагонов-теплушек, отправился в Чкалов, ныне Оренбург. Город встретил ленинградцев неприветливо: «Комнат нет, а если где и пускали, то одиночек или двух человек, не позволяя стирать бельё, пользоваться кухней». В распоряжение труппы был отдан Театр музыкальной комедии, первое время служивший артистам и домом. На обустройство дали меньше двух недель, и уже 16 сентября 1941 года состоялась первая репетиция, а 20-го — первая чкаловская премьера МАЛЕГОТа: новый сезон открыли «Черевичками» Чайковского. За три года эвакуации в репертуаре театра появились почти два десятка классических оперных названий, среди них — «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Черевички», «Царская невеста», «Кармен», «Травиата», «Тоска», «Риголетто», «Паяцы», «Чио-Чио-сан», «Севильский цирюльник», «Ромео и Джульетта», «Проданная невеста», «Канарское наследство». Театр чкаловцы полюбили и посещали спектакли очень охотно. Как и в Ленинграде, самым популярным спектаклем МАЛЕГОТа оказался «Цыганский барон».

Оркестр театра давал симфонические концерты, пользующиеся огромной любовью публики. В Чкалове Седьмая симфония Шостаковича прозвучала в исполнении оркестра МАЛЕГОТа одновременно с ленинградской премьерой. Балетные постановки публика окрестила «немой оперой». Из воспоминаний Поломаренко 1941 года: «Вечером шёл балет „Кавказский пленник“, кажется, впервые для Оренбурга, ибо с музыкально-театральным искусством этого вида жители города совершенно не знакомы. Балет не имел никакого успеха. Говорят, зрители остались в недоумении и наивно спрашивали друг друга: „Отчего артисты не поют и не говорят? Очевидно, они простудились на демонстрации?“ Похоже на анекдот». Несмотря на это, в Чкалове возобновили почти весь балетный репертуар — кроме уже упомянутого «Кавказского пленника» были поставлены «Фадетта», «Коппелия», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Тщетная предосторожность».

Малый оперный театр находился в Чкалове ровно три года: 4 сентября 1944 года артисты отправились домой. 3 ноября в Ленинграде дали «Царскую невесту», первый спектакль после эвакуации.