Струнный квартет играет Гайдна

7 марта 2017

Струнный квартет играет Гайдна

Струнный квартет играет Гайдна

12 марта в фойе бельэтажа состоится камерный концерт, посвященный 285-летию Йозефа Гайдна, одного из самых ярких представителей венской школы. Его считают основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра, отцом симфонии и квартета.

На концерте прозвучит одно из самых неоднозначных сочинений венского композитора — «Семь слов Спасителя на кресте». Вот как сам автор описывает историю его создания: «Прошло примерно пятнадцать лет с тех пор, как один каноник из Кадиса обратился ко мне с просьбой сочинить инструментальную музыку на семь слов Иисуса на кресте. В те времена в главном соборе Кадиса каждый год в великий пост исполняли ораторию... В полдень все двери запирали, и тогда звучала музыка. Поднявшись на кафедру, епископ, после подходящего к случаю вступления, читал из Евангелия от Луки, Евангелия от Матфея и Евангелия от Иоанна последние слова Иисуса Христа в его земной жизни, произнесенные с креста. Он произносил одно из семи слов и принимался толковать его. Закончив, спускался с кафедры... Паузу заполняла музыка. Затем епископ вновь поднимался на кафедру и снова покидал ее — и всякий раз по окончании его речи звучал оркестр. Этому действу и должна была соответствовать моя композиция. Задача дать подряд семь Adagio, каждое из которых должно длиться около десяти минут, и при этом не утомить слушателя, оказалась не из легких и я очень скоро обнаружил, что не могу связать себя предписанным временем».

Впервые сочинение было исполнено на страстной неделе в 1786 году в Кадисе в церкви Санта-Куэва. «Музыка, написанная для церковной службы, ценна еще и тем, что при этом насквозь пронизана чувствами и переживаниями самого автора, — рассказывает автор идеи вечера скрипачка Мария Шестакова. — Без личного в музыке не обойтись, но здесь личное входит в резонанс с текстом и не отвлекает от библейской истории. Гайдну настолько нравилось это произведение, что он сам перерабатывает его в ораторию, сам делает переложение для струнного квартета. Также при жизни Гайдна делают переложение для клавира. И на нашем концерте гости услышат сопрано в сопровождении струнного квартета».