Рождественские песнопения в Эрмитаже

21 декабря 2017

Рождественские песнопения в Эрмитаже

Рождественские песнопения в Эрмитаже

25 декабря — в праздник католического Рождества — в пространстве Большого Итальянского просвета в исполнении хора Михайловского театра прозвучат рождественские песнопения, традиционные как для католической, так и православной культуры. Гости вечера услышат сочинения композиторов разных веков — от эпохи Возрождения до наших дней.

— В первом отделении прозвучит музыка западных композиторов, путь наш будет пролегать с юга на север Европы, — рассказывает дирижер вечера Владимир Столповских. — Откроет концерт рождественский мотет Exultate Deo итальянского композитора Алессандро Скарлатти, очень светлое сочинение, взывающее к радости. Потом прозвучит мотет Verbum caro factum est Ганса Хасслера, название которого можно перевести с латинского как «Слово стало плотью». Из Германии мы отправимся в Голландию, где услышим совершенно необычную музыку Яна Свeлинка Hodie Christus Natus Est, то есть «Сегодня Христос рождается».

— Апофеозом первого отделения станет «Венок рождественских песен» Бенджамина Бриттена, который также иногда переводят как «Венок колядок». Это сочинение, в котором можно услышать церковные напевы разных времен, было написано композитором в 1942 году для хора мальчиков и арфы. Но на нашем концерте сонмом «поющих ангелов» будет женский хор. Кстати, это будет единственным сочинение, которое прозвучит под аккомпанемент, остальные номера будут исполнены а капелла.

— Вторая часть вечера будет составлена из сочинений русских композиторов. Среди них будут вещи, которые можно услышать нечасто. Например, концерт «Небо и земля» Степана Дегтярёва. Выходец из семьи крепостного крестьянина графа Шереметева, к концу своей жизни он сочинил около шестидесяти духовных концертов для хора без сопровождения. Но в отличие от большинства крепостных композиторов своей эпохи Дегтярёв остался в истории под своим собственным именем, в то время как его коллеги были известны миру только как «композитор графа такого-то». Этому успеху во многом способствовало некоторое родство его музыки с Моцартом и Гайдном, что можно заметить в сочинении «Небо и земля». Вслед за Дегтярёвым мы исполним «С нами Бог» самодеятельного церковного композитора Василия Зиновьева и «Совет превечный...» Павла Чеснокова, композитора, широко известного в первую очередь своими духовными сочинениями.

Продолжится вечер фрагментами из «Литургии Святого Иоанна Златоуста» Петра Чайковского. В свое время это сочинение было встречено насторожено как светской, так и духовной общественностью. Брат композитора Модест писал: «Одним не нравилась «не церковность» музыки, в смысле «отсутствия сходства» с тем, что обыкновенно слышно при богослужениях, т. е. с сочинениями Бортнянского, Сарти, Львова и Березовского, другим — тоже «не церковность» в смысле отсутствия древнецерковного стиля. Третьи остались недовольны бедностью пикантных и интересных музыкальных сочетаний, четвертые, наоборот, взывали к строгости стиля Палестрины. Наконец, пятые, преимущественно из духовных лиц, негодовали без всякого повода, просто так, на дерзкую попытку «светского» композитора и говорили «Куда он лезет в церковную музыку?! Писал бы польки, да вальсы, да оперы!». Между тем, сегодня это сочинение считается каноническим.

— Финальным аккордом концерта станет хоровая сюита Людмилы Поляковой «Ночь святая», — завершает свой рассказ Владимир Столповских. — Произведение создано по мотивам народных колядок, но отличается своеобразным мелодическим характером и диапазоном настроений. Каждая из пяти частей не похожа на предыдущую. В сюите есть тожественность и патетика, а вместе с тем танцевальность и задор.