Регистрация Ваша корзина

Новости

Паата Бурчуладзе: «Опера должна сохранять свою античность»

18.04.2017

Паата Бурчуладзе: «Опера должна сохранять свою античность»

После новости о грядущем назначении на пост художественного руководителя оперной труппы Михайловского театра Паата Бурчуладзе встретился с корреспондентом «Известий» и поделился творческими и административными планами.

— Почему вы согласились стать художественным руководителем оперной труппы Михайловского театра?

— Около года назад Владимир Кехман спросил, какие у меня планы. Тогда к содержательному разговору я еще не был готов. А в декабре я приехал в Петербург на день рождения Юрия Темирканова — мы с ним очень дружим и всегда встречаемся 10 декабря. И тогда появилась возможность увидеть Михайловский театр своими глазами. Никогда прежде здесь не был. Мне театр очень понравился, и после я еще многое прочел о нем. Театр хорошо известен в России, за границей по имени его тоже знают. Это большая традиция и интересные возможности. И когда Владимир предложил мне возглавить оперу, я принял предложение.

— Лидер творческого коллектива, по распространенному мнению, чем-то похож на повара. У того и другого «на кухне» непременно должно готовиться какое-то вкусное блюдо. У вас есть секретный рецепт?

— Я был бы плохим поваром, если бы легко выдавал секреты. Конечно, рецепты есть. Я думаю, что опера в театре в данный момент еще далека от того, какой могла бы быть, имея такой потенциал. Оперная труппа не гастролирует за рубежом, и это жалко.

Я слышал певцов, был несколько раз на спектаклях, присутствовал на репетициях. Есть очень хорошие голоса, но не всегда присутствует европейская культура исполнения. Я бы хотел это всё привести в порядок. И если я сочту нужным, что кому-то надо менять свою манеру, я буду требовать от певцов, чтобы они обязательно сделали так, как полагается сегодня на международном уровне.

— Ваша вокальная карьера уже стала своего рода легендой. Вы работали с дирижером Гербертом фон Караяном и тенором Лучано Паваротти. Какова роль этих людей в вашей жизни?

— Она очень большая. Слава Богу, что успел встретиться с Караяном за несколько лет до его смерти. В течение 3–4 лет во всех спектаклях, которыми он дирижировал, я был занят в басовых партиях. И я участвовал в его последнем выступлении на Зальцбургском фестивале, когда исполнялся Реквием Верди. Кроме того, мы записали с ним Реквием Моцарта и «Дон Жуана» того же автора.

Чем мне помог Караян? Он меня, молодого певца, показал всему миру. Это был 1984 год, начало моей карьеры. Караян дал интервью, в котором сказал: «Паата Бурчуладзе — второй Шаляпин». И что получилось? Я не стал Шаляпиным. Но уже само то, что одна легенда сказала о другой легенде и в этом разговоре прозвучало мое имя, было достаточно, чтобы все театры обратили на меня внимание. Эта история не обо мне, а о Караяне — одного его слова было достаточно, чтобы сделать мне такую карьеру.

А потом я встретился с Паваротти. В «Ковент-Гардене» была премьера «Аиды», куда я попал абсолютно случайно. Паваротти там первый раз пел Радамеса — и внимание всего мира было приковано к этому спектаклю. И он меня за руку за собой везде водил. Мы спели вместе очень много спектаклей. Когда между Советским Союзом и США был «железный занавес», я стал первым певцом, который выступил в Америке. И это тоже благодаря Паваротти — в 1987 году он взял меня в Филадельфию.

— А теперь уже вы помогаете профессиональному становлению молодых артистов.

— Добро всегда дает стимул самому совершать добро. Очень много молодых певцов, которым я помог, теперь поют на международной сцене. В Михайловском театре мы совместно с Кехманом планируем создать Академию молодых певцов. Я всегда хотел иметь учеников. Меня часто просят, чтобы я давал мастер-классы. Но учеников в полном смысле слова у меня никогда не было, потому что разовые уроки, между которыми могут проходить месяцы, — это несерьезное отношение к вокалисту. Уроки надо давать систематически, ведь человек тебе доверяет свою профессию и судьбу.

Мои собственные выступления на разных сценах будут продолжаться, ближайшие — в мае в Лондоне. Но при этом я планирую проводить в Петербурге большую часть года и буду заниматься театром и академией. Скоро мы проведем конкурс. Певцы, которых мы выберем, не должны быть абсолютно «сырыми», нам нужны профессионалы. Не имеет значения, сколько их будет — пять или пятнадцать, главное, чтобы у них был талант. Я хочу создать группу молодых и талантливых, которые будут прославлять за границей имя Михайловского театра. У меня есть знакомства среди директоров и импресарио, и я смогу им показать певца, когда он будет к этому готов.

— В числе ваших ролей на оперной сцене самые разные персонажи. Обычно артист своим героям передает некоторые собственные черты. Существует ли обратный процесс? Были среди ваших героев такие, кто повлиял на ваш характер, систему ценностей?

— Лучше все-таки в одну сторону, отсюда — туда, на сцену. Я играл очень плохих людей и даже дьявола, и я бы не хотел, чтобы они влияли на мою жизнь. Но всегда надо оправдывать персонажа, которого исполняешь, искать в нем хорошие черты, чтобы зритель почувствовал к нему симпатию. Даже если это Мефистофель. Или, например, Борис Годунов в опере Мусоргского. В этой роли не добиться совершенства. Эскамильо в «Кармен» Бизе можно один раз исполнить так, что все скажут: «Да, это величина!» Там не надо ни мысли, ни чего-либо другого, только голос. А в Борисе каждый раз меняется характер, каждый раз ты находишь что-то новое. И каждый раз у тебя меняется отношение к этому персонажу.

— Опера в массовом сознании нередко ассоциируется с закрытым клубом, элитарным сообществом. Так ли это на самом деле?

— Конечно, опера — это элитарное искусство. Но многие его представители вышли из очень простых семей, из глубинки. И при всей элитарности опера — это то искусство, которое надо обязательно сохранять. Если в театре, к примеру, идет 10 спектаклей, то хотя бы половина из них обязательно должны быть традиционными, чтобы народ этот «антиквариат» видел. Я, конечно, против того, чтобы всё ставилось по-старому, надо пробовать новое, но это должно быть со смыслом.

Опера не должна терять свою античность, чтобы не терялась сама музыка, чтобы она соответствовала тому, что идет на сцене. А бывает, что слышишь одно, а видишь совершенно другое. Сегодня в Европе спектакль ставится так, что зритель предпочитает слушать записи и смотреть старые видео.

У меня был в Мюнхене эпизод, когда мы представляли новую постановку «Набукко» — без особого успеха. И вдруг на одном из представлений компьютер, который управлял движением декораций по сцене, испортился. Мы были вынуждены три спектакля спеть в концертном варианте, без движения, и вот тогда был колоссальный успех. Всегда надо помнить, что практически каждый день в театр приходит новый зритель, который хочет коснуться великого искусства. И если он видит безобразие на сцене, то второй раз уже не придет.

— Стало быть, вы на стороне консервативного подхода к постановке?

— Да. Уже всё написано, композитор и драматург между собой уже договорились. Нужен просто неглупый человек, который предложит, как это сделать на сцене. Он должен быть образованным и профессиональным, не надо мудрить. К сожалению, я в этом убежден, многие режиссеры ищут скандала, чтобы прославиться. У некоторых это получается, и мы знаем их имена.

Вспомним Франко Дзеффирелли. Что он делал? Да ничего особенного, просто красивые спектакли. Мы сегодня проснулись, собираемся пойти в театр. Что мы там надеемся увидеть? Тьму, проблемы? Или мы хотим побывать в сказке? В Германии сейчас такие спектакли, что их все можно поставить в одной декорации. Везде черно-белое и везде ступеньки. Можно исполнить «Севильского цирюльника», а можно «Аиду» — всё что угодно. Так и делают. И все почему-то в шинелях. Но человек, приходя в театр, стремится приобщиться к искусству и отдохнуть. Давайте дадим ему эту возможность, и тогда он к нам вернется.

— О ком должен заботиться художественный руководитель в первую очередь? О зрителях? Артистах?

— Честно скажу: об артистах. Я очень хочу получить максимум от каждого из них. Все должны себя проявить. Никто из великих, с кем я дружил, Паваротти или Ренато Брузон, ни разу не сказал: «Я великий». Все занимались день и ночь. И это надо постоянно внушать молодым артистам, которые нередко, спев спектакль, думают, что уже готовы покорить весь мир. На этой видимой вершине начинается конец их карьеры.

— Вы по национальности грузин, пели по всему миру, сейчас живете в Берлине и готовы переехать в Россию, чтобы руководить русским театром. Можно ли считать, что опера — это идеал универсальности и глобализации? Или все-таки национальные границы никто не отменял?

— Опера принадлежит всем. По-другому большое искусство не получается.

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.