Вагнер в стиле нуар

31 января 2014

Вагнер в стиле нуар
Рецензии

Вагнер в стиле нуар

Сюжет «Голландца» напоминает роман в жанре темного фэнтези. Композитор Вагнер сам написал либретто про морского капитана, пораженного за гордыню дьявольским проклятием и осужденного скитаться по океанам до Страшного суда. Тяготы бессмертия сможет отменить лишь преданная любовь женщины. Такую преданность, периодически сходя на берег, безуспешно ищет Голландец. В маленьком северном городке он встречает мечтательную Сенту, и девица готова спасти таинственного печального незнакомца. Но, увы, у нее есть нелюбимый жених, так что Голландец ревнует и снова разочарован. Он хочет уплыть в море, но Сента, желая доказать, что верна скитальцу до гроба, бросается в волны. На оперу стоит пойти ради качественного исполнения Вагнера: оркестр и солисты Михайловского театра держат романтизм автора музыки на высоте. Приглашенный из Европы дирижер Василий Петренко рассказал историю о любви и самопожертвовании, в полном масштабе разворачивая и прописанные Вагнером картины морской стихии. Режиссер Василий Бархатов переместил мистическую трагедию в середину XX века и связал ее с грезами кинематографа. Летучий голландец стал кинозвездой в роли Голландца, и Сента — фанатка кино — влюбляется в него во время киносеанса. Вне съемок этот сумрачный мужчина — маньяк: он по­очередно убивает неверных жен, причем с легкостью, присущей Синей Бороде из сказки Перро или психопату из картины Хичкока.

Пляжные кабинки для переодевания станут то кинопавильоном, то кинотеатром, то номерами дешевых отелей, в которых Голландец снова и снова превращает оперу в триллер. Тут же, на пляже, местные жительницы, рядком сидя в шезлонгах и листая глянцевые журналы, остроумно обыгрывают вагнеровскую Песенку прях: современные дамочки тоже поют про крутящееся колесико, только теперь это колесико магнитофона.

Майя Крылова, «РБК daily»