«Золушка». Прекрасный иллюзорный мир

25 октября 2017

«Золушка». Прекрасный иллюзорный мир
Рецензии

«Золушка». Прекрасный иллюзорный мир

Авторитетное британское издание The Financial Times следит за главными событиями в мире балета. «Золушка» получила 5 звезд.

Михайловский театр представляет современное прочтение классического балета XX века.

Как правило, реконструкции классических балетов слегка отдают формалином, однако новая версия «Золушки» Ростислава Захарова, впервые созданной в Большом театре в 1945 году, ярко выделяется на общем фоне благодаря живой и цельной постановке Михаила Мессерера, а также звёздной паре ведущих солистов. Искусные видеопроекции усиливают выразительность сценографии Петра Вильямса и делают классику ХХ века произведением ХХI века.

Декорации преображаются в мгновение ока. Например, в сцене времен года первого акта образ цветущей вишни незаметно сменяется метелью. В третьем акте перед зрителем разворачивается история о том, как Принц искал по всему свету обладательницу хрустальной туфельки, — часть сюжета, которой постановщики нередко пренебрегают. Здесь он решен минимальными средствами с максимальной силой воздействия. Сцены бала второго акта становятся для зрителя поводом посетить петербургские дворцы — с садами и фонтанами, массивными лестницами и мраморными колоннадами. Сюда удается заглянуть Золушке, когда ей открывается мир роскоши, контрастирующий с бытом сидящей возле камина замарашки.

Глеб Фильштинский создал несомненно удобное и практичное, но при этом абсолютно нездешнее пространство. Оно тонко передает сказочность происходящего с Золушкой и усиливает сладостную горечь, которой пронизана музыка Прокофьева (в блестящем исполнении Павла Сорокина и оркестра Михайловского театра). Представший перед Золушкой мир прекрасен, но иллюзорен. С беспощадностью метронома насмешливое звучание духовых и печальная мелодия вальса предупреждают ее, что в любую секунду красота может исчезнуть, оставив героиню ни с чем.

Восстановить каждое па балета невозможно, но Мессерер, выросший в Большом театре, — мастер виртуозного сглаживания шероховатостей. В дополнение к существующим номерам он создал изящный, затейливый сольный восточный танец для Светланы Бедненко: движения ног отточены, как кинжалы, руки извиваются, словно змеи под дудочку заклинателя.

Еще один номер — па-де-де в звездной дымке — будто останавливает время. Золушка и Принц исполняют его в романтической сцене на балу, а затем, парафразой, в переработанном Мессерером финале — в окружении десятка безоблачно-счастливых влюблённых пар.

Анастасия Соболева обладает плавностью линий, легкостью и стремительностью, необходимыми для выразительных монологов Золушки. В роли Принца выступил Виктор Лебедев. Выпускник Вагановской академии показал себя как благородный партнер и продемонстрировал все свои бравурные приемы: поддержки одной рукой, стоя в арабеске, нескончаемые антраша, гран-пируэты, вызывавшие бурный восторг зрителей — все с грациозной непринужденностью. Такого принца определенно стоит ждать!

Louise Levene, The Financial Times