«Танцевать в роли»

3 июля 2018

«Танцевать в роли»
Интервью

«Танцевать в роли»

Михаил Мессерер — наследник династии выдающихся танцовщиков и педагогов — убежал из Советского Союза в 1980 году и работал приглашенным педагогом в самых известных балетных театрах мира. В 2009 году он стал руководителем балетной труппы Михайловского театра и вывел ее на уровень трупп Мариинского и Большого. Он рассказал «Инфоскопу», как формируется репертуар, зачем артисты учатся у мистера Youtube и трудно ли жить на две страны.

— Скоро будет 10 лет, как вы работаете в Михайловском театре. С вашим приходом труппа изменилась. На какие качества обращаете внимание, когда формируете труппу и набираете артистов?

МГ: Наши артисты обладают комбинацией природных данных и умениям совершенствоваться. Важны талант, врожденные физические качества, музыкальность, которую мы почитаем в театре, классическая чистота (в школе это не всегда удается привить) и умение танцевать — не просто выполнять движения, а танцевать в роли и понимать, что именно ты танцуешь. Мы стараемся за этим следить.

— Вы много путешествовали по миру, и у вас в труппе сейчас много иностранных артистов. Вы можете сравнить разные балетные школы?

МГ: Все смешалось сейчас. Огромное влияние на танцовщиков оказывает тот педагог, чье имя мистер Youtube. Танцовщики всех континентов смотрят видеозаписи друг друга — в ютьюбе и соцсетях, перенимая как хорошие вещи, так и плохие, поэтому я бы не назвал Youtube тонким наставником. Но уровень техники, в частности из-за «него», настолько шагнул вперед, что вырваться и стать звездой за счет только техники на общем блестящем уровне трудно. Надежда на то, что будет улучшаться и драматическая составляющая. Люди прекрасно выполняют отдельные движения, но правильно уложить их в контекст спектакля не всегда всем удается.

— За последние 10 лет балет Михайловского театра получил международное признание. Критики из разных стран приезжают в Петербург, чтобы не пропустить ваши премьеры. Что отличает вашу труппу от конкурентов?

МГ: В отличие от гигантов — Большого или Мариинского театров — мы — труппа скромная. У нас всего 140 артистов. Мы не можем давать два спектакля в один и тот же вечер, в то время как, например, Мариинский дает несколько одновременно, да еще порой на разных континентах, что, конечно, здорово, но зато у нас есть возможность контролировать качество. Мы обязаны тщательно относиться к выбору постановок, так как не можем позволить себе промахнуться, ведь бюджет у нас в разы меньше, чем у театров с федеральной поддержкой, мы театр городского подчинения, нас поддерживает правительство Санкт-Петербурга.

— В связи с недавним громким успехом вашей «Золушки» — спектакля, впервые поставленного в Большом театре в Москве в 1945 году, -хочется спросить, как именно вы выбираете, какой балет ввести в репертуар Михайловского театра в каждом следующем сезоне?

МГ: Необходимо думать прежде всего об интересах зрителей и артистов. И эти вещи связаны: если артисты танцуют хорошо, то и зрителям приятно. В интересах зрителя мы не должны повторять репертуар Мариинского театра. Хоть мы находимся в центре города и к нам легче доехать, люди все-таки ходят в оба театра, поэтому если названия балетов и пересекаются, то у нас идут другие версии. Проще, когда ставишь название, которое не идет в другом театре. Например, мне давно хотелось поставить балет «Коппелия», и мы даже собирались сделать это на закрытие текущего сезона или в начале следующего. Этот камерный спектакль, которого нет в репертуаре Мариинского, походит нашей труппе и нужен петербургским зрителям. Кажется, балетных премьер у нас не будет еще долго. Надеюсь, мою версию «Коппелии» удастся поставить в Новосибирском театре.

— Владимир Кехман возглавляет оба театра, в Новосибирске возможностей больше, чем здесь?

МГ: Новосибирский театр федерального подчинения, и у них, как я понимаю, есть средства. Если звезды сойдутся, «Коппелию» покажем в Новосибирске осенью. Вообще Кехман делает очень много для обоих театров, это человек безудержной энергии, он легко справляется этими обязанностями.

— Вы поставили «Дон Кихота» и «Золушку» сначала в Михайловском театре, а затем — в Новосибирском. Планируете ли в дальнейшем переносить постановки Михайловского в Новосибирск?

МГ: Сейчас ситуация складывается так, что скорее уж постановки Новосибирского театра будут дублироваться в Михайловском — я имею ввиду «Коппелию». Вообще же, если зритель получает спектакль удачный, свежий, то, мне кажется, не столь уж важно, где он был поставлен изначально. Например, из истории мы знаем, что многие десятилетия в Москву переносили петербургские и ленинградские спектакли, но великий Большой театр от этого не стал меньшим. Наоборот, невозможно представить себе его славную историю без постановок, рожденных на Неве, — таких, как «Ромео и Джульетта», «Бахчисарайский фонтан», «Пламя Парижа», «Каменный цветок», не говоря уже о спектаклях XIX века.

— Вы работаете в основном в Петербурге. А ваша семья осталась в Лондоне?

МГ: Да, семья в Лондоне. Тяжело жить на две страны, много работы, а я еще и в Новосибирск летаю, это неблизко. В общем, спасибо Александру Второму, что он вовремя продал Аляску...