Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Михаил Мессерер: Тема борьбы за свободу созвучна любому времени

18.07.2013

Михаил Мессерер: Тема борьбы за свободу созвучна любому времени

Нынешнее жаркое лето, вероятно, еще не достигло кульминации: настоящий пожар готовят в петербургском Михайловском театре. Восстановленное «Пламя Парижа», легендарный спектакль советской эпохи о Великой французской революции, станет последней премьерой россий­ского балетного сезона. Следуя в авангарде моды на возвращение к драмбалету, Михайловский театр доверил постановку Михаилу Мессереру. С главным балетмейстером театра беседовала корреспондент РБК daily Анна Галайда.

— Вы объявили, что хотите вернуть спектакль Василия Вайнонена. Однако сейчас у широкой публики это название ассоциируется не столько с классиком советского драмбалета, сколько с той оригинальной версией, которую пять лет назад поставил для Большого театра Алексей Ратманский. Не боитесь, что зрители ждут от вас балета не про победу революции?

— Вот для того я и восстанавливаю «Пламя Парижа», чтобы люди больше узнали об оригинале хореографа Василия Вайнонена и драматурга Сергея Радлова. Что касается постановки Алексея Ратманского, то это замечательная, но авторская версия, фантазия по мотивам старого спектакля. А если некоторые зрители ждут чего-то другого, нам будет приятно удивить их. Несмотря на то что это «Пламя Парижа» — взгляд лишь с точки зрения восставшего народа и авторы не замечают моря крови, пролитой во время революции, тем не менее, я думаю, тема борьбы за свободу созвучна любому времени.

— Почему среди множества балетов 1930–1950-х вы выбрали именно этот?

— Для этого есть ряд причин. Начать хотя бы с очевидного репертуарного голода, который испытывает сегодня мировой балетный театр. Перед руководителем любой труппы встает вопрос о том, что ставить. Мне хочется обратить внимание на забытые работы периода, довольно протяженного, в развитии русского искусства, который называют либо советским классицизмом, либо сталинским ампиром, проявившимся во всех видах искусства, в частности в балете. «Пламя Парижа» — один из наиболее заслуживающих внимания балетов того периода, а далеко не все спектакли, которые относят к жанру драмбалета, заслуживают возвращения. 30 лет я живу на Западе, и издалека мне казалось весьма странным, что эта брешь не заполнена. Ибо трудно двигаться вперед, не помня своего прошлого. А двигаться вперед необходимо. Но так, чтобы никто не смог упрекнуть нас в том, что российский балетный театр пытается идти вперед за счет забвения наследия. Тогда даже самые смелые эксперименты будут уместными.

Кроме того, передо мной стоит еще и задача наиболее всестороннего раскрытия возможностей нашей труппы. В новой постановке будут заняты 140 артистов балета. Труппу ждет интересная работа. В «Пламени Парижа» много качественного материала, на котором артисты могут повышать не только танцевальный, но и актерский уровень. Сегодня во всем мире молодые артисты только слышали, что на сцене полагается создавать образ. Но что это такое, они точно не знают. «Пламя» предполагает драматически насыщенные образы. Интересная хореография спектакля основана на лексике предшественников Вайнонена: Горского, Льва Иванова, Петипа. И важно, что в «Пламени» много характерных танцев. А этот жанр, к сожалению, практически умирает. Наши артисты, без сомнения, вырастут на этом спектакле.

— За 30 лет полнокровной жизни «Пламени Парижа» Вайнонен при каждом возобновлении или переносе спектакля его корректировал и создавал новую редакцию. На какой из них вы остановились?

— Я собст­венными глаза­ми видел этот спектакль в Большом театре в 1960-е годы, это была версия 1947 года. Знаю, что Вайнонен считал этот вариант лучшим.

— Когда Большой театр решил обратиться к «Пламени Парижа», Алексей Ратманский пытался опросить ветеранов балета, чтобы восстановить утраченные фрагменты спектакля. Но конкретных па никто вспомнить не смог. Каким образом восстанавли­ваете текст вы?

— Я не могу отвечать за других, но в моей работе неоценимую помощь оказал кинофильм 1953 года «Мастера русского балета», где записано примерно 20 минут чистого вайноненовского текста. Также сохранились чрезвычайно информативные фотографии и мемуары жены Вайнонена, в которых описаны важные детали хореографии. Юношей мне посча­стливилось не раз видеть этот замечательный балет: в «Пла­мени Парижа» танцевали моя мама и мой дядя — они были одними из первых исполнителей спектакля при переносе его в Большой театр из тогдашнего Ленинграда. В нашей семье подробно обсуждалось многое, касавшееся этого балета. Мой школьный педагог Александр Руденко показывал мне вариацию Актера. Мои гитисов­ские профессора Раиса Стручкова и Александр Лапаури разучивали с нами адажио с флагом, которое они сами танцевали на сцене. Когда мне пришлось преподавать дуэтный танец на Западе, я пользовался этим материалом, и хореография прочно осела в моей памяти.

Но не скрою, что, к сожалению, многое из хореографии Вайнонена безвозвратно утрачено, поэтому большинство моей редактуры носит вынужденный характер — приходится заделывать лакуны, работая в стиле и духе автора. Необходимо также учитывать размеры сцены, а главное, иное восприятие сценического дей­ствия сегодняшним зрителем. В частности, я счел необходимым сократить один эпизод. Работая над новой версией, я всегда задавался вопросом: как бы Вайнонен поставил эту сцену сейчас?

— В последние годы у нас возвращаются старые советские балеты, даже Американский балетный театр и Opera National de Paris ставят Эштона и Макмиллана. Как вы считаете, почему сегодня возникла мода на драмбалет?

— С одной стороны, зрители с нетерпением ждут нового слова от хореографов, с другой, мне кажется, в глубине души люди чувствуют, что постановки в традиционном ключе привносят элемент стабильности в наш нестабильный мир.

— В премьерном блоке «Племени Па­рижа» объявлено участие Ивана Ва­сильева и Дениса Матвиенко. Вы ориентировались при постановке на звезд?

— Когда что-то ставишь, всегда имеешь в виду определенных исполнителей.

— Тем не менее главные звезды Михайловского театра Наталья Осипова и Иван Васильев с будущего сезона подписали контракты на постоянную работу за рубежом. Будут ли они в какой-то форме сотрудничать с Михайловским театром?

— Ребята заслуженно востребованы по всему миру, но они будут танцевать и с нашей труппой. Например, они закроют этот сезон выступлением в спектакле «Спящая красавица».

— Недавно вы сделали заявление о том, что партию Актрисы в «Пламени Парижа» репетирует ученица Николая Цискаридзе Анжелина Воронцова. Какие у вас впечатления от работы с ней?

— Впечатления весьма положительные. Надеюсь, что продолжение нашего сотрудничества последует.

— Последние годы вы работали в Михайловском театре в статусе главного приглашенного балетмейстера. Недавно определение «приглашенный» было упразднено. В чем суть изменения ва­шего статуса?

— Видимо, это «историческая необходимость». Идея моего перевода на должность главного приглашенного балетмейстера состояла в том, что я смогу больше времени проводить с семьей в Лондоне. Но жизнь показала, что в Михайловском театре я проводил ничуть не меньше времени, чем прежде. Короче говоря, было решено, что я возвращусь на должность главного балетмейстера.

— С балетом Михайлов­ского театра вы работаете уже много лет. Как меняется труппа и каким вы видите ее будущее?

— Мы будем придерживаться нашего принципа эксклюзивно­сти: спектакли классического фонда в иных постановках, нежели в Большом и Мариинском театрах, российская классика первой половины XX века и современная хореография, включающая ба­леты Начо Дуато.

Анна Галайда
18-07-2013
РБК daily

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.