Леонид Сарафанов

1 июля 2011

Леонид Сарафанов
Интервью

Леонид Сарафанов

выходит на новый уровень выразительности и мастерства под руководством Начо Дуато в Михайловском театре

В январе 2011 года, после девяти лет работы в балетной труппе Кировского (Мариинского) театра премьер Леонид Сарафанов решился на уход и в несколько эффектных прыжков оказался в Михайловском театре, который находится возле Русского музея в Санкт-Петербурге.

Его жена и постоянная партнерша Олеся Новикова по-прежнему танцует в Мариинском театре, и у семьи Сарафанова, включая полуторагодовалого сына Алексея, теперь совсем другое «расписание»: когда Сарафанов на гастролях, Новикова остается в Петербурге; когда у нее выходной, он репетирует. Отпуск у них тоже в разные месяцы. В интервью журналу Dance International Сарафанов рассказал о причинах своего перехода в Михайловский.

Снискавший славу блистательного классического танцовщика, Сарафанов, казалось, был артистом, чье будущее в Мариинском театре обеспечено на долгие годы. Теперь талант Сарафанова процветает в Михайловском театре, втором балетном театре Петербурга. Михайловский театр, роскошное светло-желтое здание с белой отделкой, был основан в 1833 году великим князем Михаилом, братом Николая I, и служил сценой для французской драматической труппы. После Революции 1917-го года иностранцы покинули страну, а театр несколько раз менял имя, став в 1920-м году Государственным академическим театром комической оперы, в 1921-м — Малым академическим театром, а через пять лет — Ленинградским академическим Малым оперным театром. В 2001 году театр вернул свое первоначальное название «Михайловский». Здесь выступали многие легендарные артисты — как оперные, так и балетные. Балетной труппой в свое время руководили Леонид Лавровский (1930-е годы), Олег Виноградов, работавший в Михайловском с 1973-го по 1977-й годы до своего ухода в Кировский балет, и пришедший ему на смену Николай Боярчиков.

— «Мысль (о переходе) впервые родилась у меня в 2008-м году после ухода заведующего балетной труппой Мариинки Махара Вазиева. Но всерьез я задумался об этом лишь год назад. Ко мне обратился Владимир Кехман, генеральный директор Михайловского театра, который, не называя конкретных имен, сказал, что вскоре балетом Михайловского будет руководить хореограф с мировым именем, и стал уговаривать меня перейти в его труппу. Я подумал, что, возможно, это Начо Дуато, потому что слышал, что у него закончился контракт в Испании, но я не знал наверняка. Другой причиной перехода стало то, что мы практически перестали исполнять современную хореографию. Еще в 2005-м году я сказал в каком-то интервью, что был бы счастлив поработать с Дуато, но я и представить не мог, что это желание может осуществиться вот таким образом. То, что господин Дуато может согласиться на постоянное место в Санкт-Петербурге, казалось невероятным. Ну просто «гора идет к Магомету»! Поэтому, хотя решение и назревало, окончательно я его принял, узнав о назначении Дуато».

Начиная с 2003-го года Леонид Сарафанов является одним из самых популярных танцовщиков в одной из ведущих балетных трупп мира в области классического танца, основанной в XVIII веке, — в Мариинском театре. Благодаря своему юношескому лицу и нраву, достойному Питера Пэна, дерзкой улыбке и взгляду широко распахнутых глаз, Сарафанов достиг большой популярности как у себя на родине, так и за границей. Высокий, стройный, пропорционально сложенный, Сарафанов с одной стороны — грациозный и величественный danseur noble, а с другой — настоящий виртуоз, который может продемонстрировать как стремительные туры, так и высокие, легкие прыжки. Благодаря его мягкому port de bras и непринужденной исполнительской манере, танец Сарафанова кажется естественным и безусильным, и многие балерины мечтают танцевать именно с ним. Сарафанов безупречно владеет техникой ног, что было продемонстрировано, в частности, балетом «Этюды», в то время как свои обаяние и шарм он смог выразить в традиционных классических партиях Солора, Альберта и Базиля. Однако Сарафанов проявил себя и в более современных балетах таких хореографов, как, например, Уильям Форсайт. Тем не менее, большинство его многочисленных поклонников все же предпочитают видеть его в роли сказочного принца. Последним художественным руководителем балета Михайловского театра был прославленный экс-премьер Кировского балета — экзотичный Фарух Рузиматов, контракт с которым был неожиданно расторгнут год назад.

Прошлым летом балетная труппа театра под руководством временно исполняющего обязанности худрука балетной труппы и главного балетмейстера Михаила Мессерера совершила очень удачный гастрольный тур в Лондон и получила блестящие отзывы от британских критиков за высокие стандарты классической техники и стиля, достигнутые в результате обучения у таких корифеев классического балета как Никита Долгушин, Татьяна Легат, Жанна Аюпова и сам Михаил Мессерер. По возвращении в Санкт-Петербург труппа резко и совершенно неожиданно порвала с традицией и обернулась в другую сторону, пригласив современного испанского хореографа и постановщика возглавить балетную труппу с устоявшимися традициями классического танца. Такой поворот событий изумил балетный мир не только в России, но и на Западе, ведь Дуато — первый иностранец, вставший во главу российской труппы более чем за сто лет. С 1990-го года Дуато возглавлял Национальный театр танца Испании и, будучи успешным современным хореографом, создал большое количество балетов, пополнивших репертуар многих ведущих танцевальных трупп мира.

Теперь премьеры новых балетов испанца будут проходить на сцене Михайловского театра — весьма умный ход для труппы, которой всегда приходилось соревноваться в классическом наследии со своими ближайшими всемирно известными соперниками: московским Большим и соседним Мариинским. Инициатором смены руководства выступил состоятельный бизнесмен Владимир Кехман. У Кехмана, генерального директора театра с 2007 года, было особое видение и все финансовые возможности для того, чтобы улучшить имидж балетной труппы Михайловского и выделить ее в ряду других классических балетных трупп сегодняшней России.

Для русских танцовщиков работать с самим хореографом, а не просто с педагогами и репетиторами — редкая удача, и они счастливы, что могут участвовать в этом прогрессивном рабочем процессе, сочетающем классический репертуар с современными балетами, некоторые из которых увидят свою мировую премьеру на сцене Михайловского театра.

— «Я уже сейчас танцую в Михайловском больше, чем я танцевал в Мариинском, — сказал Сарафанов, проработав в Михайловском два месяца, — и у меня очень напряженный график. Я рад, что теперь мне меньше придется танцевать в других театрах. Что же касается стиля... Классический балет одинаков во всем мире, хотя я знаю, что Дуато собирается внести в него кое-какие изменения — правда, не радикальные. Он испытывает огромное уважение к классическому наследию. Что же касается современного танца — здесь все будет зависеть только от него. В этом сезоне я собираюсь танцевать на сцене Михайловского большинство основных классических «хитов»: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Корсар», «Дон Кихот», «Баядерка», «Жизель». Также я буду танцевать в двух одноактных балетах Дуато».

— Насколько стиль Дуато отличается от привычного классического стиля?

— «Рабочий режим почти такой же, но более интенсивный, — отвечает танцовщик. — Каждое утро у нас балетный класс, а днем и вечером — репетиции. Один день в неделю мы полностью отдыхаем, и это приятная смена обстановки. К своей новой работе я отношусь с большим восторгом и энтузиазмом. Дуато требователен, сконцентрирован, он умеет вдохновлять, и на каждом уроке я узнаю что-то новое. Он невероятно музыкален, и поэтому работа с ним сильно отличается от того, как я работал раньше: я учусь играть на своем теле, как на музыкальном инструменте. Что меня сразу же впечатлило, так это то, что большинство хореографов отбивают ритм, а Дуато так не делает: он просит нас «настроиться на волну» и слушать музыку. Он также требует красоты линий, дисциплины и техники. Сильная классическая база позволяет мне вносить в процесс свой вклад и использовать собственный опыт для достижения целей, которые ставит Дуато. Именно к этому я и стремился, переходя в Михайловский: расти и развиваться как артист, достигая новых уровней выразительности и мастерства. Работать с хореографом изо дня в день и вместе что-то создавать — это уникальный шанс: раньше я работал с хореографами только над отдельными проектами».

— А насколько стиль Дуато отличается от стиля других современных балетов, в которых приходилось танцевать Сарафанову?

«Начо просит нас ставить ноги параллельно друг другу и стоять «нормально», что очень непривычно. Иногда я забываю об этом и встаю в позу «принца» — нужно еще привыкнуть стоять «нормально». Я продолжу танцевать в обоих стилях. Я достиг успеха как классический танцовщик и буду продолжать танцевать классический репертуар, пока мне это позволяет мое тело. Но я не хочу этим ограничиваться, я хочу учить новые движения, осваивать новую хореографию, новый язык. Я хочу развиваться как танцовщик».

Примечание редакции: Игорь Ступников, профессор, историк и балетный критик из Санкт-Петербурга посетил премьеру трех одноактных балетов Начо Дуато, где Леонид Сарафанов выступил в балете Without Words / «Без слов». Ступников пишет: «Сарафанов блестяще исполнил свою вариацию, продемонстрировав колоритные переходы в пластике движений и прекрасное воплощение сложной хореографии в достаточно необычном для него стиле. Он полностью слился с музыкой и исполнил свою партию с размахом и блеском. Его партия включала сложную технику ног и повороты, исполняемые с виртуозной стремительностью, и было поистине захватывающе наблюдать ту полноту, с какой он воспроизвел все эти хореографические комбинации. Вытянутые линии его тела великолепно сочетались с живостью, скоростью и легкостью, а танцевал он самозабвенно и страстно».

Маргарет Уиллис,
Dance International
Лето 2011