Михайловский театр
«Гори, гори, моя звезда…»
7 марта 2012
Интервью
«Гори, гори, моя звезда…»
Избитое мнение о том, что судьба артиста на оперной сцене недолгая (короче разве что балетная жизнь), опровергали уже не раз. Баритон Михайлоского театра Николай Копылов — замечательный тому пример: 30 лет отслужил (так он по-старинному о себе и говорит) только в родном театре. И не собирается останавливаться на этой дате. Точнее сказать — замолкать.
Николай Дмитриевич, помните, как пришли в Михайловский 30 лет тому назад?
До Михайловского я отработал 6 лет в Свердловске, и вот в начале 1982 года меня пригласили в Ленинград на постановку «Пиковой дамы». Все было очень просто: в конце февраля привез документы, 1 марта начал репетировать, а
Что вспоминается больше всего из этих 30 лет?
Было всегда много работы — по
Какую музыку привозили на гастроли за границу?
Собственно наш репертуар — зарубежную и русскую классику. Естественно, за границей особенно ценили и ценят русскую музыку в исполнении российских певцов. И современную, в том числе. Как-то мы привезили в Шотландию, на родину Марии Стюарт, оперу Сергея Слонимского «Мария Стюарт». Это было очень необычно. Правда, у шотландцев было много вопросов к либретто, написанному по-советски, то есть все акценты в сюжете были поставлены наоборот — разбойник превращался в положительного героя-революционера, а положительный герой становился отрицательным. Шотландцам было не понять, почему так...
Среди баритонов очень много эстрадных певцов или тех, кто ушел из театра на эстраду. Вы не хотели поменять амплуа?
Я и так пел достаточно камерной музыки. И у меня был очень большой репертуар из советских песен. Дружил с Владиславом Успенским, Хромушиным, Портновым, Дубравиным, Пожлаковым — нашими известными песенниками. Хорошо знаком и с солистами нашей оперетты — Зоей Виноградовой, моим тезкой Виталием Копыловым. Да и пел многое из оперетты. Может быть, именно эта смена жанров и то, что я очень много исполнял самого разного репертуара, и способствовали моему творческому долголетию. А может, это у меня путеводная звезда такая: ведет меня за собой с юности. Из мединститута меня буквально за руку привели в музучилище, из армии вернулся, должен был приехать в Петербург учиться у Иван Ивановича Плешакова, но тот неожиданно заболел, и я остался учиться в Хабаровске... Но все равно ведь оказался в Петербурге! И 30 лет уже здесь живу и работаю. Наверное, это судьба. Многое мы пережили в этом театре, но зато какой сегодня Михайловский — европейского уровня театр, от вешалки до сцены!
У вас ведь уже и собственные ученики на сцену выходят?
Когда-то я даже в Консерватории преподавал, но загруженность в театре была очень большой. А теперь у меня ученики в Университете Герцена, на кафедре сольного пения. С ними интересно работать, потому как я стараюсь в каждом из них увидеть личность — а они во мне должны видеть свое будущее. И смотреть в него с оптимизмом. Они даже папой меня зовут. А я чувствую себя садовником, который с ними долго будет возиться, пока они вырастут. И я не устал: до сих пор учусь, до сих пор горю и хочу работать. И мне многое интересно и многое еще я хочу сделать.
Ирина Тарасова,
«
7 марта 2012