Баренбойм

Приглашённые артисты

 
Даниэль Баренбойм

Даниэль Баренбойм

Даниэль Баренбойм родился в 1942 году в Буэнос-Айресе. Он начал учиться играть на фортепиано в пять лет. Музыкальным образованием Даниэля занимались сначала мать, а затем — отец, в итоге оставшийся его единственным преподавателем фортепиано. В семь лет Даниэль дал свой первый концерт. В 1952 году он вместе с родителями переехал в Израиль.

В 1954 году одиннадцатилетний Даниэль обучался дирижированию у Игоря Маркевича в Зальцбурге. Летом того же года он встретился с Вильгельмом Фуртвенглером и играл для него. После этого немецкий дирижер отметил в своем письме: «Одиннадцатилетний Даниэль Баренбойм — это феномен». В 1955–1956 годах Баренбойм изучал теорию музыки и композицию в Париже у Нади Буланже.

В возрасте десяти лет он дебютировал как пианист в Вене и Риме, затем выступал в Париже (1955), Лондоне (1956) и Нью-Йорке (1957) совместно с Леопольдом Стоковским. Впоследствии он регулярно гастролировал по Европе, США, Южной Америке, Австралии, Дальнему Востоку.

Первую запись в качестве пианиста Даниэль Баренбойм сделал в 1954 году. В 1960-е он записал фортепианные концерты Бетховена с Отто Клемперером, фортепианные концерты Брамса с сэром Джоном Барбиролли и все фортепианные концерты Моцарта с Английским камерным оркестром, в последнем случае выступив как пианист и дирижер.

В качестве дирижера Даниэль Баренбойм дебютировал в 1967 году с Лондонским филармоническим оркестром. С тех пор он сотрудничает с ведущими оркестрами мира и является одним из наиболее востребованных дирижеров. В 1975–1989 годах он занимал должность главного дирижера Оркестра Парижа, с которым исполнял произведения современных композиторов: В. Лютославского, Л. Берио, П. Булеза, Г. В. Хенце, А. Дютийе, Т. Такемицу и других.

В 1973 году Баренбойм дебютировал как оперный дирижер на Эдинбургском фестивале («Дон Жуан» Моцарта). Восемнадцать лет подряд (1981–1999) он участвовал в Байрейтском фестивале, где дирижировал операми Вагнера «Тристан и Изольда», «Кольцо нибелунгов», «Парсифаль», «Нюрнбергские мейстерзингеры».

С 1991 по 2006 год он руководил Чикагским симфоническим оркестром, после чего был назначен его пожизненным почетным дирижером. В 1992 году Баренбойма назначили музыкальным руководителем Штатсоперы в Берлине. В 1992–2002 годах он являлся также ее художественным руководителем. В 2000 году его избрали пожизненным главным дирижером Берлинской штатскапеллы В оперном и концертном репертуаре Даниэля Баренбойма и Берлинской государственной капеллы содержится множество крупных симфонических произведений (музыкальных циклов).

Исполнение полного цикла Вагнера в Немецкой опере в Берлине, а также всех симфоний Бетховена и Шумана получило высокую оценку мирового музыкального сообщества. Программа была записана на CD и представлена в Берлине, Вене, Нью-Йорке и Токио. На музыкальном фестивале Festtage 2007 Даниэль Баренбойм и Пьер Булез вместе с Берлинской государственной капеллой исполнили полный цикл симфоний Малера. Помимо традиционного репертуара, Даниэль Баренбойм уделяет большое внимание современной музыке. В Немецкой опере он дирижировал премьерой единственной оперы Э. Картера «What next?». Постоянный концертный репертуар Берлинской государственной капеллы включает произведения П. Булеза, В. Рима, И. Мундри, Э. Картера и Й. Хеллера.

Музыканты капеллы активно участвовали в создании детского сада с музыкальным воспитанием в Берлине, основанного по инициативе Даниэля Баренбойма в 2005 году. В феврале 2003 года Даниэль Баренбойм, Берлинская государственная капелла и хор капеллы удостоились премии Grammy за лучшую запись оперы («Тангейзер» Р. Вагнера). В марте того же года Баренбойм и Берлинская государственная капелла получили Премию Вильгельма Фуртвенглера.

В 1999 году вместе с палестинским литературоведом Эдвардом Саидом Баренбойм создал оркестр «Западно-восточный диван». Этот оркестр объединяет молодых музыкантов из Израиля и арабских стран, собирающихся вместе каждое лето. Основные задачи проекта — налаживание культурного диалога между странами Ближнего Востока и поддержка совместного исполнения музыки. Летом 2005 года оркестр дал исторический концерт в палестинском городе Рамалла, который транслировался по телевидению и был записан на DVD. С момента основания оркестра музыканты Берлинской государственной капеллы проводят в рамках данного проекта мастер-классы.

Баренбойм также является инициатором проекта организации музыкального образования на палестинских территориях, включая создание музыкального детского сада и палестинского молодежного оркестра.

В 2002 году в испанском городе Овьедо Даниэль Баренбойм и Эдвард Саид были награждены Премией принца Астурийского за усилия по укреплению согласия между людьми. В ноябре того же года дирижер был награжден Премией толерантности Евангелической академии Тутцинга и Большим офицерским крестом ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия». В марте 2004 года Германский координационный совет наградил Баренбойма медалью Бубера-Розенцвейга за миротворческую деятельность на Ближнем Востоке. В мае того же года он был награжден Премией Вольфа в области искусств в израильском кнессете. Весной 2006 года Германский совет по культуре удостоил его своей высшей премии — Kulturgroschen. В мае того же года на торжественной церемонии в венском концертном зале «Musikverein» Даниэлю Баренбойму была вручена Международная музыкальная премия Эрнста фон Сименса. В том же месяце во Франкфурте он получил Премию мира фонда Korn und Gerstenmann. С января по апрель 2006 года Баренбойм прочел курс лекций в рамках цикла BBC «Reith Lectures». В сентябре 2006 года в качестве преподавателя поэзии он прочел шесть Нортоновских лекций в Гарварде. В 2007 году Баренбойм был награжден Гессенской Премией мира и Медалью Гёте, избран почетным доктором Оксфордского университета и возведен в командоры ордена Почетного легиона тогдашним президентом Франции Жаком Шираком. В октябре 2007 года он был награжден Императорской премией Японии в области искусства и культуры — Praemium Imperiale. В сентябре 2007 года Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назначил Баренбойма посланцем мира ООН. В мае 2008 года он стал почетным гражданином Буэнос-Айреса. В феврале 2009 года Баренбойм получил медаль Мозеса Мендельсона за вклад в международное взаимопонимание. В 2010 году он был избран почетным доктором Королевской академии музыки в Лондоне. В феврале 2010 года Баренбойма удостоили премии Deutsche Kulturpreis за многолетнюю музыкальную деятельность. В октябре 2010 года он получил Вестфальскую премию мира. Кроме того, Даниэль Баренбойм является обладателем Музыкальной премии Герберта фон Караяна и Медали мира имени Отто Гана. В феврале 2011 года президент Франции Николя Саркози возвел дирижера в великие офицеры Ордена Почетного легиона. В июле того же года в лондонском Уигмор-холле Баренбойму вручили премию Ассоциации британских критиков (Outstanding Musician Award of the Critics’ Circle). В том же месяце он стал рыцарем-командором Ордена Британской империи, получив награду из рук королевы Елизаветы II. В октябре 2011 году он удостоился Премии Вилли Брандта. В октябре 2012 года Даниэль Баренбойм стал лауреатом премии Echo Klassik по совокупности своих достижений. В феврале 2013 года он получил Большой крест со звездой и лентой ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».

В сезоне 2007–2008 годов началось тесное сотрудничество Даниэля Баренбойма с миланским театром «La Scala»: он дирижирует операми и концертами в качестве главного приглашенного дирижера (Maestro Scaligero), а также участвует в концертах камерной музыки, играя на фортепиано. Осенью 2011 года он был назначен музыкальным руководителем этого театра.

Даниэль Баренбойм опубликовал несколько книг. Среди них — автобиография «A Life in Music» («Моя жизнь в музыке»), а также работа «Parallels and Paradoxes» («Параллели и парадоксы»), написанная в соавторстве с Эдвардом Саидом. Осенью 2007 года в Италии была опубликована новая книга Баренбойма «La Musica sveglia il tempo» («Музыка пробуждает время»). В августе 2008 года она была переведена на немецкий язык под названием «Klang ist Leben — Die Macht der Musik» («Звук — это жизнь: власть музыки»). В декабре 2008 года совместно с Патрисом Шеро Баренбойм опубликовал книгу «Dialoghi su musica e teatro. Tristano e Isotta» («Диалоги о музыке и театре. Тристан и Изольда»). Его самая свежая работа, вышедшая в Италии в 2012 году, носит название «La musica è un tutto: Etica ed estetica» («Музыка — это все: этика и эстетика»).

www.danielbarenboim.com

11.09.2013

Валькирии летят над Невой

Читать далее
09.09.2013

«Россия — «мое» место на карте мира»

Читать далее