«Моцарт. Свадьба Фигаро»

10 апреля 2017

 «Моцарт. Свадьба Фигаро»

«Моцарт. Свадьба Фигаро»

Михайловский театр представит оперу Вольфганга Амадея Моцарта в версии режиссера Вячеслава Стародубцева

Премьерные спектакли 11, 12, 14 мая

Вячеслав Стародубцев,
который недавно занял пост главного режиссера Новосибирского академического театра оперы и балета, впервые выпускает спектакль в Санкт-Петербурге. Он объясняет, почему в названии появилось имя композитора: «Работая над постановкой, я почти физически ощущаю, что композитор рядом с нами. Благодаря его гению и безграничной фантазии персонажи невероятно живые, они свободны от привычного канона и какой-либо дидактики. В этой опере очень многое идет от самого Моцарта, его натуры, его личной истории. Обстоятельства и детали, которые предшествовали его свадьбе с Констанцией, очевидно перекликаются с фабулой действия и характерами героев. На мой взгляд, Фигаро — это alter ego Моцарта».

Владимир Кехман, художественный руководитель Михайловского театра:
«После „Волшебной флейты“, которую наша публика встретила очень тепло, театр вновь обратился к Моцарту. Опера „Свадьба Фигаро“ ставилась на нашей сцене единственный раз — и очень давно. Но та постановка 1936 года подняла планку очень высоко. Выдающийся австрийский дирижер Фриц Штидри, который в то время работал в Ленинграде, а в дальнейшем много лет стоял за пультом Метрополитен-опера в Нью-Йорке, сделал „Свадьбу Фигаро“ МАЛЕГОТа ярчайшим музыкальным событием. Новую версию знаменитой оперы Моцарта готовит молодая команда, которая, как мне кажется, способна воплотить замысел авторов с непосредственностью и живым чувством, заинтересовать и привлечь в театр молодого зрителя».

Музыкальный руководить постановки — Михаил Татарников, дирижер — Иван Великанов.

Художник-постановщик — Пётр Окунев, художник по костюмам — Жанна Усачёва, художник по свету — Сергей Скорнецкий, хореограф — Артур Ощепков.

Авторы спектакля, работая над одной из главных опер Моцарта, вдохновляются модным в европейском искусстве конца XVIII века стилем шинуазри. Это изысканное ответвление стиля рококо, навеянное искусством средневекового Китая. Действие оперы разворачивается в обстановке богатого дома, где частью повседневной жизни стали многоцветные шелка, раздвижные ширмы, тонкий фарфор, домики для чаепитий в тайных уголках сада. Модное увлечение «китайскими штучками» влияет не только на интерьеры, но и на правила жизни. Основная линия спектакля — взаимоотношения двух пар, которые по-разному ощущают влияние брачных уз: для Фигаро и Сюзанны свадьба — это начало пути и, как им кажется, залог безмятежного счастливого будущего, для Альмавивы и Графини — нечто из прошлого, после чего для их любви наступил период испытаний.
 
• «Свадьба Фигаро» — одна из трех опер Вольфганга Амадея Моцарта, написанная в соавторстве с поэтом и либреттистом Лоренцо да Понте (наряду с «Дон Жуаном» и «Так поступают все»). В качестве литературной основы использована комедия Пьера Огюста Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

• Моцарт и да Понте писали оперу по заказу австрийского императора Иосифа II. Пьеса Бомарше в то время была запрещена к постановке в Венском Бургтеатре. Причиной была тема сословного неравенства, которая в ней присутствовала и в которой нашли отражение революционные настроения Европы того времени. Да Понте вывел на передний план оперы тему взаимоотношений главных героев, не включив в либретто наиболее бунтарские строки произведения Бомарше. Премьера «Свадьбы Фигаро» состоялась в Вене 1 мая 1786 года.

• Единственный раз на сцене Михайловского театра «Свадьба Фигаро» была поставлена в 1936 году. Музыкальным руководителям постановки был дирижер Фриц Штидри, ученик Густава Малера, представитель австрийской музыкальной школы. Режиссером выступил Борис Зон, известный по своим драматическим спектаклям в ленинградском ТЮЗе. Эта постановка стала для него дебютом в музыкальном театре. Спектакль получил высокие оценки критиков и пользовался любовью зрителей.