Три эпохи английской музыки

29 февраля 2016

Три эпохи английской музыки

Три эпохи английской музыки

20 марта в фойе бельэтажа в исполнении нашего Камерного оркестра прозвучат сочинения трех британских композиторов, за которыми стоит три эпохи английской национальной музыки. О программе вечера рассказывает скрипач Владислав Глуз.

— На предыдущем концерте Камерного оркестра мы представили несколько сочинений Георга Генделя, чью национальную принадлежность веками оспаривают Англия и Германия. Родился и вырос он на территории Священной Римской империи, но большую часть жизни провел в качестве подданного британской короны, — рассказывает музыкант. — На концерте 20 марта мы сыграем сочинения бесспорных представителей национальной английской композиторской школы — Генри Пёрселла, Густава Холста и Бенджамина Бриттена. Программа концерта составлена таким образом, чтобы сделать заметным тот особый характер и интонации, которые объединяют трех этих авторов.

— В истории английской классической музыки есть три эпохи, которые непосредственно связаны с именами этих композиторов. Между Пёрселлом, завершающим период английской музыки эпохи Шекспира, и Густавом Холстом большой перерыв в двести лет, а между Холстом и Бриттеном — всего двадцать. Как ни странно, это действительно отражает специфику развития английской композиторской школы, у которой в течение 200 лет не было выдающихся представителей. Именно поэтому вторая эпоха, которая у нас представлена Холстом, называется эпохой «английского музыкального возрождения». Несмотря на двухвековой пробел, Холст, Элгар и другие вновь подхватили нить национальной музыки Англии и продолжили ее развитие. Как и в сочинениях Перселла, у Холста чувствуются английские национальные корни — этнические, исторические, художественные.

— Третью эпоху представляет яркое явление английской композиторской школы последнего столетия — Бенджамин Бриттен. Если музыка Холста, написанная в двадцатом веке, по духу ближе к веку девятнадцатому, то Бриттен — это уже представитель нового времени, нового музыкального языка. А ведь между ними разница всего в несколько десятилетий.

— В английской музыкальной культуре есть ни с чем не сравнимый колорит танцевальной и песенной мелодики средневековой Британии. Например, в сочинении Холста, которое мы представим на концерте, прозвучат фрагменты, очень напоминающие старые английские баллады — по характеру, мелодике, интонации. И это не удивительно, ведь национальная музыка напрямую связана с национальным характером, существует связь между мелодикой и звучанием языка, его интонациями. В музыке Перселла, Холста и Бриттена мы слышим это так же, как и у Глинки, Мусорского и Римского-Корсакова.