Время требует «Грозы»

14 октября 2016

Время требует «Грозы»

Время требует «Грозы»

Опера Леоша Яначека на сюжет пьесы Александра Островского «Гроза» была представлена на нашей сцене в 178-м сезоне. Тогда спектакль шел под авторским названием «Катя Кабанова». После перерыва постановка возвращается в репертуар, премьера состоится 20 ноября. Теперь на театральной афише — название литературного первоисточника.

«Гроза» попадает в такт современных театральных ритмов. Драматургия Александра Островского переживает настоящий ренессанс, причем «Гроза» - среди лидеров. С пьесы смахнули хрестоматийную пыль, и самые разные театры — в Москве, Санкт-Петербурге и далее везде — предлагают ее сценические интерпретации. Так, в течение нескольких последних месяцев «Гроза» уже прогремела в театре имени Вахтангова, в БДТ имени Товстоногова, в Театре на Васильевском, в Электротеатре «Станиславский»; в Тюмени этой осенью готовится ее хореографическое прочтение. Современный зритель буквально требует «Грозы», словно вновь наступила эпоха тектонических культурных изменений, а старый мир стоит на пороге обновления.

Леоша Яначека называют «самым русским из европейских композиторов». Он хорошо знал и любил русскую литературную классику, которая вдохновила его не на одно сочинение. Среди них — оркестровая рапсодия «Тарас Бульба», Первый струнный квартет, навеянный «Крейцеровой сонатой» Толстого, опера «Из мертвого дома» по повести Достоевского, неоконченные оперы «Анна Каренина» и «Живой Труп». В этом ряду «Катя Кабанова» — абсолютная вершина, которая входит в число величайших оперных сочинений ХХ века. В ней воплотилось восхищение талантом русского драматурга, выраженное музыкой тонкой, но экспрессивной. Здесь есть любовь, и страх, и отчаяние; мечты о счастье и падение мира, основанного на предрассудках и самообмане. А вот грозы как природного явления в музыке нет. Эту тему, по мнению Яначека, исчерпывающе раскрыл Чайковский в «Пиковой даме», так что чешский композитор повторяться не стал. Да и зачем, когда эмоциональной бури хватит, чтобы спровоцировать экзистенциальный взрыв, рядом с которым электрические разряды в атмосфере ничего не значат.

Премьера, прошедшая на нашей сцене в 2010 году, стала первой постановкой оперы Яначека в Петербурге и важным рубежом в творческой жизни Михайловского театра. Эксперты отмечали, что с музыкальной точки зрения работа театра заслуживает высшей оценки. «И дело тут вовсе не в том, что оркестр звучит необыкновенно точно по жесту, штриху и стилю, — писали музыковеды. — И не в том, что оркестранты смогли бережно прочесть один из самых специфических музыкальных текстов XX века. Премьера театра насквозь пронизана небывалым энтузиазмом... Она свежая, как волжский воздух».

За дирижерским пультом на премьерных спектаклях, как и в 2010 году, будет стоять маэстро Петер Феранец. Он никогда не скрывал своей любви к Яначеку, музыка которого в равных пропорциях впитала славянский фольклор и классическую венскую музыкальную культуру и где тонкое мелодическое письмо сочетается с предельной выразительностью.