Первая, она же «Десятая»

3 марта 2015

Первая, она же «Десятая»

Первая, она же «Десятая»

Симфонический оркестр Михайловского театра 14 марта дает концерт в Большом зале филармонии. Михаил Татарников, который в этот вечер будет стоять за дирижерским пультом, рассказывает, как формировалась программа филармонического концерта.

— Исполнить Первую симфонию Брамса с нашим оркестром — моя старая задумка. Эту вещь я не просто очень люблю — я считаю ее знаковой в мировом симфонизме. Я понимаю, почему, вслед за дирижером Гансом фон Бюловым, многие называют эту симфонию «Десятой». Имеется в виду, что после Девятой симфонии Бетховена ничего сравнимого по силе и масштабу долгое время не появлялось, а произведение Брамса, впервые прозвучавшее в 1876 году в Карлсруэ, продолжает музыкальные традиции Бетховена. Поэтому, хотя у Брамса она первая, но в мировом музыкальном масштабе считается десятой симфонией.

— Меня всегда привлекала история ее написания, — продолжает Михаил Татарников. — Всего у Брамса четыре симфонии, но первую он написал в очень зрелом возрасте. И очень многие люди его долго к этому подталкивали. Известно, сколь высокие и нежные чувства он питал к Кларе Шуман. И она, в числе других его друзей, просила, предлагала, умоляла — в письмах, потому что после смерти Роберта Шумана их общение с Кларой было только эпистолярным, — чтобы Брамс обратился к симфоническому жанру.

— С другой стороны, злые языки уверяли, что Брамсу пришлось написать эту симфонию ради, так скажем, получения тепленького местечка. Считалось, что уж если ты композитор, то хотя бы одна симфония должна быть написана обязательно. Но, даже если здесь есть некоторая доля правды, к написанию своей Первой симфонии Брамс подошел уже очень зрелым человеком, как с точки зрения жизненного опыта, так и профессионального мастерства. Он был к ней абсолютно готов. И симфония получилась в меру насыщенная и при этом не перегруженная, выдержанная по форме, лишенная юношеского задора или максимализма, наполненная мелодизмом.

— Что касается Второго фортепианного концерта Рахманинова, то это та музыка, которую должен иметь в репертуаре любой оркестр, и которая должна обязательно звучать в петербургской филармонии не реже чем раз в сезон. С нами будет играть молодой солист Саша Лубянцев — он из нового поколения, очень яркий, очень самобытный музыкант. Приятно, что именно нам доверили исполнение музыки, про которую можно просто сказать: «Рахманинов — это наше всё».



Программа концерта в Большом зале филармонии 14 марта:

Рахманинов: Вокализ, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром;
Брамс: Симфония № 1