Прокофьев: из Америки в Россию

28 апреля 2017

Прокофьев: из Америки в Россию

Прокофьев: из Америки в Россию

7 мая в фойе бельэтажа состоится концерт «Камерная музыка Прокофьева». Прозвучат «Увертюра на еврейские темы», «Квартет N1 си минор для двух скрипок, альта и виолончели» и пьесы из балета «Золушка» для скрипки и фортепиано.

«Увертюру на еврейские темы» Прокофьеву заказал еврейский ансамбль «Зимро» в 1919 году. Участники ансамбля — музыканты, с которыми Прокофьев учился в Петербургской консерватории. После революции они перебрались в Нью-Йорк, где и встретили молодого композитора. От них он получил тетрадку с записями еврейских народных песен. Так родилось на свет первое произведение Прокофьева, основанное на фольклорных темах. В основе увертюры — два контрастирующих напева: ритмически четкий танец — шуточный, с легким налетом грусти, и протяжная лирическая печальная песня. Интересно, что ни одна из мелодий, выбранных Прокофьевым из той самой тетради, не была точно определена впоследствии. Есть предположение, что кларнетист «Зимро» написал их сам в еврейском стиле.

Первый струнный квартет был также написан в Америке — в 1930 году по заказу Библиотеки Конгресса. В своей автобиографии композитор говорит о том, что во время работы над этим квартетом он вдохновлялся квартетами Бетховена, это объясняет строгую «классичность» первой части произведения. А медленный финал с его протяжными темами широкого дыхания композитор по своему обыкновению пишет «в русском духе», не цитируя народное творчество.

Балет «Золушка» появился на свет уже после возвращения Прокофьева в СССР, над ним композитор работал с 1941 по 1944 годы. Борис Пастернак с большой теплотой отзывался о прокофьевской «Золушке» в письме к Наталии Дудинской, которая исполняла заглавную партию в постановке Кировского театра: «...Я особенно рад, что видел Вас в роли, которая наряду со многими другими образами мирового вымысла выражает чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты...». На основе балета сам Прокофьев создал три сюиты для оркестра и циклы пьес для фортепиано, а современники-исполнители -многочисленные переложения для различных инструментов.