Симфонический концерт к 100-летию Кирилла Кондрашина

10 апреля 2014

Симфонический концерт к 100-летию Кирилла Кондрашина

Симфонический концерт к 100-летию Кирилла Кондрашина

Концерт симфонического оркестра под управлением Михаила Татарникова посвящен 100-летию со дня рождения Кирилла Кондрашина. Один из выдающихся дирижеров середины ХХ века работал в нашем театре с 1936 по 1943 год. Традиции, благодаря которым симфонический оркестр Михайловского театра сегодня является активно концертирующим коллективом, формировались при его непосредственном участии. В программу концерта вошли произведения из дирижерского репертуара Кирилла Кондрашина, впервые исполненные в СССР под его управлением. Вечером 19 апреля в нашем театральном зале будет звучать музыка Вебера, Хиндемита, Щедрина, Шостаковича.

Рассказывает музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра Михаил Татарников:

— Идею концерта, посвященного Кириллу Кондрашину, мы вместе с нашим музыкальным консультантом Владимиром Горячих вынашивали долго и программу формировали очень тщательно. Надо сказать, что сам принцип — сыграть вещи, впервые прозвучавшие в нашей стране под управлением Кондрашина — дает большие возможности выбора. Дирижерская смелость, интуиция, вкус — благодаря этим качествам Кондрашин открыл для слушателей немало замечательной музыки. Мне показалось интересным объединить в одной программе увертюру Карла Марии фон Вебера к опере «Оберон» и «Симфонические метаморфозы на темы Вебера», написанные Хиндемитом: это будет своего рода диптих. Принято считать, что Хиндемит — композитор «не для всех», и в этом есть своя правда. Я бы еще добавил: композитор «не для русского человека». Слишком рассудочный, слишком склонный к математическому расчету. Но: знакомство с его музыкой очень полезно для оркестра; а главное, он так редко у нас исполняется, что сама возможность услышать его сочинение вживую, а не в записи, для меломанов будет подарком. Думаю, что этот наш шаг оценят: как в прошлом году слушатели специально приезжали даже из других городов на Бриттена, так сейчас, уверен, приедут на Хиндемита.

— Из состояния «глубокого погружения» публику выведут «Озорные частушки». Нет лучшего произведения, чтобы снять напряжение и транс, которые создаются концептуальной музыкой. «Озорные частушки» Родиона Щедрина по характеру абсолютно соответствуют названию. Это яркое, живое, любимое многими мэтрами, включая Темирканова и Гергиева, сочинение. Хотя, на мой взгляд, абсолютно «не дирижерское», а «оркестровое». Композитор всё прописал; здесь не нужны «трактовки» — требуется качество оркестровой игры, слаженность, виртуозность.

— Второе отделение концерта отдано Шостаковичу. Прозвучит его Четвертая симфония —произведение огромной трагической силы, о котором без трепета я даже не могу говорить. Оно создавалась в очень сложный для композитора период, после «Леди Макбет Мценского уезда», и это было первое столь крупное его симфоническое полотно. По моему ощущению, именно с этого рубежа Шостакович стал абсолютно великим. Но тогда композитор вынужден был отказаться от премьеры. Впервые Четвертая симфония прозвучала в 1961 году, и именно Кирилл Кондрашин открыл ее для музыкального мира.