Грани романтизма

28 марта 2017

Грани романтизма

Грани романтизма

8 апреля концерт «Романтизм в камерной музыке» продолжит цикл Эрмитажных вечеров Михайловского театра. В музыкальной программе романсы Петра Ильича Чайковского и инструментальный октет Франца Шуберта.

Жизнь романтизма в музыке гораздо продолжительнее, чем в литературе или в живописи, и охватывает весь XIX век. На концерте в Итальянском просвете у слушателей будет возможность ощутить, как изменился стиль за весь период своего существования.

Шуберт стоял у истоков романтизма, и его инструментальные произведения — это симфонические поэмы, сочинения крупной формы. Октет для кларнета, фагота, валторны, струнного квартета и контрабаса фа мажор Шуберт писал для исполнения в доме графа Фердинанда фон Тройера, филантропа и весьма одаренного кларнетиста-любителя, которому и предстояло исполнять в концерте сольную партию. Поэтому партии первой скрипки и кларнета необычайно сложны, из-за этого «Октет» сегодня исполняется крайне редко.

«Камерные оркестры нечасто берутся за исполнение шубертовского „Октета фа мажор“ не только из-за виртуозности исполнения, но и потому, что музыкантам подчас нелегко найти в себе свежесть, одухотворенность и радость, граничащую с наивностью, которые были заложены в эту музыку и которые были так свойственны композитору, — говорит автор идеи вечера скрипачка Мария Шестакова. — Для меня Шуберт — это всегда нескончаемый источник света».

Присущий романтической музыке глубокий интерес к внутреннему миру человека выразился в преобладании в ней личного тона. Внимание к чувствам приводит к смене жанров — господствующее положение приобретает лирика. К концу XIX века популярность приобретают романсы. Камерное домашнее музицирование становится традиционным в России. Романсы Петра Ильича Чайковского — заметное явление в музыкальной жизни страны того времени. С одной стороны, они очень близки к городскому бытовому романсу, с другой стороны, искушенные слушатели не могли не угадать в них черты «оперности». На концерте в Эрмитаже гости услышат «То было раннею весной», «Горними тихо летела душа небесами», «Забыть так скоро», «Серенада», «Скажи, о чем в тени ветвей», «Ночи безумные». Романсы исполнит Светлана Мончак в сопровождении струнного октета.