«Светлый ручей». 80-летие со дня премьеры

25 мая 2015

«Светлый ручей». 80-летие со дня премьеры

«Светлый ручей». 80-летие со дня премьеры

80 лет назад, 4 июня 1935 года, на сцене нашего театра состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Светлый ручей». После успеха балетов «Арлекинада» и «Коппелия», поставленных на молодую, созданную в 1933 году балетную труппу, её художественный руководитель Фёдор Лопухов обратился к современной теме. В основе сюжета — визит бригады столичных артистов в кубанский колхоз под названием «Светлый ручей». «Колхозники, полагая сперва в артистах людей какой-то иной, незнакомой сферы, не знают, как и с какой стороны к ним подойти. И артисты не сразу находят с колхозниками общий язык. Очень скоро, впрочем, обе стороны выясняют массу общих точек соприкосновения. Те и другие строят социалистическую жизнь: первые — в колхозе, другие — на фронте искусства. Любовные перипетии, возникшие на лоне кубанской природы, ещё больше сближают обе бригады — колхозную и актёрскую», — так пересказывал сюжет Дмитрий Шостакович.

«Мы стремились к тому, чтобы наш балет был балетом танцевальным, чтобы танец был основным и главным художественно-выразительным средством спектакля, — размышлял Федор Лопухов в совместной с автором либретто Адрианом Пиотровским статье, посвященной премьере „Светлого ручья“. — Думать, что можно в поисках реализма заменить „условный“ танец якобы бытоподобной, якобы реалистической пантомимой, — это значит идти на недопустимое обеднение балетного спектакля, это значит жертвовать поисками подлинно реалистического стиля в угоду поверхностно понятому натурализму».

О спектакле сразу после премьеры писали практически все ленинградские газеты и журналы. Хореографию «Светлого ручья» оценили очень высоко. В частности, статья Ростислава Захарова называлась «Победа советского балета». «К числу бесспорных удач, определивших успех спектакля, должны быть отнесены первоклассная балетмейстерская работа Федора Лопухова и достижения исполнителей», — заключил Иван Соллертинский. Критики отмечали «балетмейстерскую выдумку» и «профессиональную культуру» постановщика.

У зрителей «Светлый ручей» пользовался оглушительным успехом. Лёгкий, праздничный, бесконфликтный характер спектакля подчеркивали яркие костюмы и декорации Михаила Бобышова. Недоразумения и неурядицы, с которыми сталкивались персонажи балета по ходу действия, отступали на второй план благодаря общей праздничной, жизнеутверждающей атмосфере, мастерски поставленным танцевальным ансамблям и массовым сценам. На этой волне Фёдор Лопухов был назначен художественным руководителем балета Большого театра, и менее чем через полгода после премьеры в МАЛЕГОТе «Светлый ручей» был перенесён на сцену главного театра страны. Казалось, что балету предстояла долгая и счастливая жизнь, однако 6 февраля 1936 года в газете «Правда» вышла статья «Балетная фальшь», объявившая сочинение Шостаковича и постановку Лопухова формалистическими и порочными. Спектакль ушёл из репертуара обоих театров.

Несмотря на столь драматичную сценическую судьбу, балет «Светлый ручей» навсегда остался в истории балетного театра. Сочинение Федора Лопухова стало свидетельством того, что возможно создать развернутый сюжетный спектакль на современную тему в соответствии с лучшими традициями хореографической комедии, показать характеры героев и их взаимоотношения с помощью танцевального языка. По своему характеру и эмоциональному наполнению «Светлый ручей» совпал с крупными удачами в жанре музыкальной комедии в других видах искусства, в особенности кино. «Светлый ручей» стоит в том же ряду, что и знаменитые киноленты 1930-х годов «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк» Григория Александрова или «Трактористы» и «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева.

18 апреля 2003 года «Светлый ручей» получил вторую жизнь: хореограф Алексей Ратманский представил в Большом театре собственную версию балета и, как в своё время Фёдор Лопухов, после премьеры получил предложение стать художественным руководителем Большого балета.