100-летие хореографа Константина Боярского

24 февраля 2015

100-летие хореографа Константина Боярского

100-летие хореографа Константина Боярского

22 февраля мы отметили 100 лет со дня рождения Константина Фёдоровича Боярского, выдающегося хореографа, с именем которого связаны важнейшие страницы истории балета Малого оперного театра.

Выпускник Ленинградского хореографического техникума, один из лучших учеников Лопухова, до войны Константин Федорович танцевал в Кировском театре. Исполнял партии Ивана-дурачка («Конёк-Горбунок»), Андрея («Катерина»), Юноши («Бахчисарайский фонтан»), Жана («Пламя Парижа») и др. Как хореограф и танцовщик работал в Ленинградском театре музыкальной комедии, и десять лет своей жизни — с 1956 по 1967 посвятил Малому оперному. На этой сцене Боярский поставил «Франческу да Римини» на музыку Чайковского, «Накануне» Шварца, «Классическую симфонию» на музыку Первой симфонии Прокофьева, одноактные балеты на музыку Шостаковича: «Встреча», «Директивный бантик», «Барышня и хулиган». Способствовал возвращению на русскую сцену балетов Фокина — «Эрос» на музыку Чайковского, «Петрушка», «Жар-птица» Стравинского.

Время Константина Боярского — это годы, когда балет МАЛЕГОТа смело экспериментировал, привлекал к работе ленинградских композиторов, сценаристов и художников, использовал самые неожиданные литературные источники для создания либретто. На балетной сцене 1950-х—60-х годов царил драмбалет, сыгравший большую роль в развитии балетного театра, позволивший ему в дальнейшем перейти к большой литературе — к произведениям Шекспира, Достоевского, Чехова. Боярский стал замечательным последователем этого направления, в то же время обогащая и открывая новый хореографический язык и режиссёрские приёмы построения спектаклей. В результате возник балетный театр нового качества — и в хореографии, и в драматургии спектакля.

— Сочинял Константин Фёдорович легко, быстро и очень музыкально, — вспоминал Николай Боярчиков. — Не в том смысле, что «оттанцовывал» каждую ноту, а в логике музыкальной темы или ритмического пульса. Ему хотелось делать что-то новое, у него рождались оригинальные замыслы. Боярский был замечательным мастером дуэтного танца, тонко чувствующим нюансы отношений, и перед исполнителем ставилась трудная задача освоить сложный хореографический текст, сделать его своим.

В наследии хореографа безоговорочное признание получил балет по сценарию Владимира Маяковского «Барышня и Хулиган». Одно из лучших его творений, увидевшее свет рампы в 1962 году, обошло в 1960–70-е годы сцены всей страны. Музыка Шостаковича, собранная из балетов «Золотой век» и «Болт», подсказала хореографу точные психологические характеристики персонажей, нашедшие убедительное воплощение в хореографии, одновременно лаконичной и образной: дерзкую характерность пластики Хулигана и доведённый до манерности классический танец Барышни.

Боярский сумел воплотить мелодраматический сюжет без сентиментов, а бытовой фон «отретушировать» пародийно-юмористическим штрихом. Истинной находкой для актёров стал образ Хулигана — этакого Ромео городской окраины. Вениамин Зимин, Николай Боярчиков, Валерий Панов, танцовщики разных индивидуальностей, толковали эту роль по-разному, то опираясь на отчаянно-залихватские интонации музыки, то находя повод к нелёгким раздумьям и к своей «хулиганской» лирике.

Константин Фёдорович всегда оставался личностью ищущей, нередко поступающей вопреки установленным канонам и нелёгким обстоятельствам. Спустя многие годы можно с уверенностью говорить о том, что опыт Боярского во многом способствовал рождению целого ряда талантливых спектаклей, созданных балетмейстерами новых поколений.