Дворец для Золушки

6 июля 2017

Дворец для Золушки

Дворец для Золушки

Как представить зрителю спектакль 1945 года, чтобы он сохранил свою историческую прелесть, но в то же время выглядел современно? На этот непростой вопрос предстояло ответить команде художников, которые заняты созданием балета «Золушка». Художник-постановщик Вячеслав Окунев рассказал, как будут выглядеть в эпоху цифровых технологий декорации, придуманные Петром Вильямсом для балета Ростислава Захарова.

— Мы используем работы художника, которые сейчас хранятся в Москве в театральном музее имени Бахрушина. Самые ценные из них — настоящие шедевры — дворцовая панорама и сцена бала. Источником вдохновения для Вильямса, безусловно, служило французское рококо, но основывался он на его петербургских версиях, таких как Танцевальный зал дворца в Петергофе. Зрителям будет интересно попробовать угадать в декорациях элементы, привнесенные из других дворцовых пригородов. Даю подсказку: например, в сцене бала у нас не традиционные люстры, а фонари, прообразы которых мы можем видеть в Павловске.

— Самой интересной задачей для нас было реконструировать гигантскую панораму дворца, по которой Золушка убегает с бала, чтобы успеть до полуночи. Это кульминационная сцена балета, где Золушка теряет хрустальную туфельку. Вместе с Глебом Фильштинским, художником по видео-арту, мы пришли к решению, что ее надо исполнить в технике 3D. Эскизы Вильямса мы сделали объемными: можно обойти по кругу ротонду, пробежать по анфиладам. За этим стоит большая работа по сбору и отрисовке материала. Я думаю, получится интересный фрагмент в спектакле.

— Когда я работал над постановкой балета «Пламя Парижа», надо было реконструировать декорации художника Владимира Дмитриева. Известно, что он никогда не был в Париже, но в его декорациях существовал вполне реальный Париж, созданный по картинам того времени. Подозреваю, что и Вильямс не был во Франции. Чувствуется, что он работал по гравюрам, по книгам XVIII века, которые были доступны, по всем источникам, где отображалась материальная культура ушедшей эпохи. Также чувствуется влияние французских художников Антуана Ватто и Жана-Оноре Фрагонара, в декорациях можно найти несколько цитат из их картин. Я все это хорошо понимаю, потому что, когда сам был молодым художником и тоже еще не был в Париже, а надо было изображать другие страны, другое время, то собирал материалы по произведениям художников ушедшей эпохи. Мы могли найти иконографический материал, например, литографии в Академии художеств, но нельзя было фотографировать. Орнаменты нужно было перерисовывать, предварительно получив на это разрешение. Сейчас все гораздо проще, все есть в свободном доступе в интернете. Но еще раз хочу подчеркнуть, что во многом Вильямс вдохновлялся архитектурой петербургских пригородов. Свои сказочные интерьеры он заимствовал у петербургских дворцов. Конечно, он не использовал все в чистом виде, а творчески переработал. Но в принципе он основывался на том, что было характерно для европейских дворцов XVIII века. И для нас это большое удовольствие показать современным зрителям, что художественной основой сценографии московского спектакля был наш родной город и его дворцы.