Дружить с Яначеком

15 ноября 2016

Дружить с Яначеком

Дружить с Яначеком

Петербургская публика впервые познакомилась с оперой Леоша Яначека «Катя Кабанова» в 2010 году. Музыкальным руководителем постановки был Петер Феранец. Спектакль возвращается в репертуар, и маэстро из Словакии вновь за дирижерским пультом.

— Петер, ваша приверженность музыке Яначека вызывает уважение, но ведь в России этого композитора не очень хорошо знают...
— Есть страны, где Яначека очень любят, где он желанный гость в репертуаре — это Франция, Германия, Великобритания. Чуть меньше о нем знают в Италии, в его родной Чехии, к сожалению, его теперь тоже стали реже ставить. В России его действительно не знают. Я помню, когда работал в Большом театре и предложил поставить Яначека, одна дама, народная артистка, спрашивает: «А кто это, Петер? Ваш друг?». Я был в недоумении, понял, что лучше закрыть эту тему.

— Почему же в России его мало знают?
— Я сам часто думаю, почему. Яначек действительно великий композитор. Но Россия после революции 1917 года существовала изолированно от остального мира, шла своим путем. И когда в стране появились свои музыкальные гении — Шостакович и Прокофьев — Яначеку трудно было вписаться в этот контекст, он казался чужаком, иностранцем.

— Драматургия Александра Островского переживает ренессанс на российской сцене. Отчасти поэтому спектакль выходит под названием «Гроза», так назывался литературный первоисточник. Может быть, сейчас наступило и время Яначека в опере?
— Сложный вопрос. Я бы обратил внимание на то, что Яначек не копировал сюжет Островского. Композитор сам писал либретто. Он очистил сюжет от всего лишнего, оставил Катерину в том кубике, в который ее загнали, где царствует ее страшная свекровь. И она в этом замкнутом пространстве ищет свободу, ищет воздух. Порядочный, верующий человек, она стремится к чему-то светлому, и единственное место, где она могла дышать — это церковь. Но в церкви она была одна, говорила с Богом напрямую. Даже в этом главная героиня отличалась от остальных жителей деревни, которые верили больше напоказ.

— Если коротко сформулировать, о чем эта опера? О женщине, которая хочет счастья, но не знает, где его искать?
— Она светлый человек, и прекрасно знает, в чем истинное счастье. Просто в этой среде, где она находится, в этой тюрьме, несвободе, в городишке, где правила ясны и правит жесткий домострой, быть счастливой невозможно. Там нельзя влюбляться, потому что само понятие «любовь» чуждо тому миру. Там родители решают, за кого выходить замуж. Вообще на деревне влюбляться — это несерьезно, это считалось привилегией аристократов. Только Борис и Катерина — два человека, которые, кажется, случайно оказались в этом месте, где чувства под запретом, в этой страшной атмосфере ищут что-то красивое. И находят друг друга и любовь. Причем заметьте, и Борис, и Катерина, они оба — люди брошенные, которые в жизни не знали любви, которую им никто не давал.

— Мы знаем, что русские женщины имеют особый духовный стержень, а русским мужчинам порой этого не хватает. Может, «Гроза» и про это тоже?
— Я не думаю, что Яначек об этом мог знать, он же не жил в России. Вот Кудряш у Яначека такой продвинутый человек, говорит об электричестве... Можно сказать, выступает в роли смутьяна, идет наперекор деревенским представлениям о мире, где электричество вроде как от лукавого. И смерть Катерины в конце, когда Борис остается жить, — это ведь не о том, что женщина более сильная и целостная, чем мужчина. Это о том, что ее затравили, не оставили другого выхода.

— Так или иначе, но «Гроза» — о женской стезе. Вы в семье окружены женщинами, у вас с женой две дочери. Вам это помогает в работе над постановкой?
— Это правда, моя жена — оперная певица, старшая дочь — психолог и японовед, младшая — только поступила в вуз на культурный менеджмент. Дети воспитаны, конечно, по-другому, они абсолютно свободные люди. Это поколение не понимает всей сути проблемы Кати Кабановой, да и откуда им это понимать ... Общество сейчас либеральное, все теперь сами выбирают себе пару и страну, где жить. И на рассказы о мире, где выбора нет, они смотрят, как на сказки.

— И все-таки опера Яначека им нравится?
— Конечно, потому что музыка — эмоциональная, сложная, пробирает до самого сердца. Все люди, которые были на «Кате Кабановой», уходили в восторге.