В Михайловском театре по-новому взглянули на «Царскую невесту»

25 января 2014

В Михайловском театре по-новому взглянули на «Царскую невесту»
Рецензии

В Михайловском театре по-новому взглянули на «Царскую невесту»



Санкт-Петербург, 25 января. Опера Римского-Корсакова «Царская невеста» в Михайловском театре станет историей не о политике и российских реалиях, а о тотальной, почти космической любви. Такое понимание предложил худрук БДТ Андрей Могучий, которого пригласили для постановки. В основе либретто — драма Льва Мея о женитьбе Ивана Грозного на Марфе Собакиной. Молодую царицу, по легенде, отравили завистники и вскоре после свадьбы она скончалась. Одной из первых за судьбу «Царской невесты» переживала корреспондент «МИР 24» в Петербурге Евгения Булатова.

С первых секунд становится ясно: Андрей Могучий и не думал изменять своим привычкам. Его «Царская невеста» далека от классических канонов: 11 девушек в свадебных платьях сразу задают трагический тон всей постановке. Во всем символизм и метафоры.

Поставить «Царскую невесту» режиссер и нынешний худрук БДТ собирался давно. Очень уж интересным и драматичным ему показался сюжет. Эта история любви оказалась вне времени и пространства. Именно потому на одной сцене гармонично существуют персонажи и арт-объекты из разных эпох: современные инсталляции и языческие деревянные скульптуры.

«Это история, которая имеет отношение к ежесекундной жизни. Меньше всего меня занимал историзм или этнография», — говорит постановщик.

Могучий смело экспериментирует. Так, исполнитель роли боярина Грязного, жившего в 16-м веке, выглядит как современный мужчина из века 21-го.

Девушки в русских костюмах и кокошниках дружно поют с барышнями из коммунистического прошлого. А роли опричников и вовсе исполнили маленькие мальчики. Воинственный образ довершают бородки и оружие.

По словам музыкального руководителя постановки Михаила Татарникова, режиссер из драмы легко нашел язык со всей командой Михайловского театра, которая работала над новой версией «Царской невесты».

«Пожалуй, первый раз в моей практике сложились интересные доверительные творческие отношения с Андреем Могучим и Максимом Исаевым. Со всей командой», — признает дирижер.

В основу сюжета «Царской невесты» легла реальная история женитьбы Ивана Грозного на Марфе Собакиной. Семейная жизнь была недолгой, царскую невесту отравили, и она медленно угасала.

Для Светланы Мончак исполнять партию Марфы было не впервой. Два года назад она уже жила в этом образе. Но в этой постановке Марфа не схематичная фигура, а живой человек.

«Мне нравится, что Марфа приобрела человеческий облик, не абстрактный. Живая девочка, которая существовала лет 500 назад», — говорит артистка.

Каким получилась опера «Царская невеста» от драматического режиссера Андрея Могучего, судить зрителям. Сами участники проекта уже заявили о своем желании продолжить сотрудничество. Так что новые постановки Могучего в Михайловском, видимо, не за горами.

МТРК «МИР»