Победа танцевальных стахановцев

10 сентября 2014

Победа танцевальных стахановцев
Рецензии

Победа танцевальных стахановцев

Михайловский театр открыл сезон балетной «тройчаткой». На первом представлении нового театрального года гимн не играли, речей перед занавесом не произносили. Зато сразу, с места в карьер, показали премьеру: легендарный «Класс-концерт» в хореографии Асафа Мессерера, который на сцену Михайловского театра перенес наследник семейных танцевальных ценностей Михаил Мессерер. Первый спектакль сезона 2014/15 года посетила Ольга Федорченко.

«Класс-концерт», сохраняя хронологическую логику вечера (балеты XIX-XX-XXI веков), поместили в центр «тройчатки»: ему предшествовал миленький комический пустячок Мариуса Петипа «Привал кавалерии», а недавняя премьера «Белая тьма» Начо Дуато выполнила роль психоделической постлюдии. Свою роль эмоционального ядра «Класс-концерт» выполнил: празднично одетая публика (наиболее элегантные зрители были запечатлены в главном фойе театра фотохроникером одного из светских изданий) выла и визжала, словно тинейджеры на рок-концерте.

Михаил Мессерер, главный балетмейстер театра, «выдерживал» и «дрессировал» своих артистов на примерах возобновляемой им же советской классики несколько лет. Только отработав своеобразную танцевальную «барщину» старомосковским «Лебединым озером», напитавшись советской героикой «Лауренсии» и «Пламени Парижа», труппа смогла сконцентрироваться на бессюжетной 35-минутке про ее ежедневные будни. И преподнесли эту каждодневную рутину как увлекательнейший сюжетный квест по важнейшим магистралям классического танца. Локомотив на всех парах промчался от платформы «плие», на которой младшие воспитанники Академии русского балета с лебединым усердием выполняли базовые па экзерсиса у палки. Не сбился с дороги в развязках рон-де-жамбов всех видов в исполнении учениц средних классов (среди которых были замечены весьма значительные подъемы) и залихватских гран-батманов. Сознательно замедлял ход на живописных равнинах партерного адажио. Планомерно ускорялся, чтобы в неизбежно нарастающей интенсивности прыжков, вращений, скачков на пальцах, пируэтах и фуэте под победные фанфары прибыть к центральному вокзалу для торжественной встречи передовиков хореографического производства.

«Класс-концерт» — это победное движение танцевальных стахановцев и ударная доза советского пластического оптимизма. Образ идеальной танцовщицы выковывается слаженной коллективной работой балерин. В чистейших линиях адажио Анастасии Соболевой; в исступленно-ликующих полетах Натальи Осиповой, которая на бешеном кураже закрутила в финале прыжковой диагонали свой фирменный двойной со-де-баск; в бесстрастных фуэте Екатерины Борченко, исполненных без какого-либо «украшательства» в виде двойных оборотов или продвижения по диагонали; в лукавых и очень женственных па-де-бурре и трелях заносок Анжелины Воронцовой. В мужском коллективе наблюдается здоровая конкуренция. Простуда помешала Ивану Васильеву установить очередные рекорды: среднестатистические двойные туры в воздухе и жете по кругу, без дополнительного усложнения иван-васильевскими «загогулинами», к которым он приучил благодарных зрителей, смотрятся в исполнении танцовщика весьма и весьма обычно. Хотя нет, в мгновенно сменяющемся калейдоскопе финальных прыжков и вращений глаз выдернул тройной со-де-баск Ивана Васильева, но серия неудачных приземлений в диагонали и отвязно-раскованные выступления остальных солистов «Класс-концерта» перекрыли это действительно важное и весомое техническое достижение. Новобранец Никита Назаров (выпускник Академии русского балета этого года) элегантнейшим образом парил в антраша-сис, которые так и просятся быть вставленными в рамочку с подписью: «Идеальное исполнение». Стремительно набирающий премьерский вес Виктор Лебедев безупречно комбинировал двойные туры в воздухе с двойными партерными фуэте. Парой прыжков перекрывал сценическое пространство Фридеман Фогель. Потом, словно огни фейерверка, крутятся в двойных «рыбках» одна за другой подбрасываемые в воздух балерины, кого-то проносят в поддержке на одной руке, слово знамя победы в социалистическом соревновании, и под гром аплодисментов, топот ног и неакадемические вопли зрительного зала — вся труппа замирает для групповой фотографии финала.

Изрядная порция зрительских восторгов предназначалась в тот вечер Леониду Сарафанову, который сцементировал все три акта своим присутствием. Его смекалистый Петр в «Привале кавалерии», несомненно, близкий родственник Колена из «Тщетной предосторожности»: он с повадками Казановы лавирует между влюбленными в него женщинами, ведя тонкую игру, полную эротических намеков. В «Класс-концерте» он, равный среди лучших, в безусильном круге двойных ассамбле, безупречных по форме 32 больших пируэтов, воплотил идеальный романтический стиль пафосной советской хореографии. А его экзистенциальное соло наркотического дурмана в «Белой тьме» Начо Дуато однозначно ставят господина Сарафанова в предполагаемые лидеры начинающегося театрального сезона.

Газета «Коммерсантъ» №162 от 10.09.2014, стр. 11