Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Феерическая зрелищность

28.12.2021

Феерическая зрелищность

Михайловский театр осуществил очередное возобновление забытого балета. На сей раз им стал «Конёк-горбунок» на музыку Родиона Щедрина в постановке Александра Радунского. И, конечно же, сей труд взял на себя крупнейший специалист по этой части Михаил Мессерер. Благо, по спектаклю Большого театра (1960) вскоре после премьеры был сделан кинофильм с участием Майи Плисецкой, Владимира Васильева и самого Радунского в роли Царя. Киноплёнка позволила усилить хореографию приёмами мультипликации (полёты Ивана и Конька-Горбунка). Этим не преминул воспользоваться и Мессерер. В результате возник новый на нашей сцене жанр — назовём его кинобалет. Не нужно путать с балетом, изначально рассчитанным на киносъёмку. В не столь далёкие времена кинобалеты были весьма популярны (назовём лишь «Анюту», «Галатею» и «Чаплиниану»). Но в последние годы этот синтетический жанр исчез. Мессерер восполнил пробел, но уже на балетной сцене.

Пробой пера было его же недавнее возобновление в том же Михайловском театре «Золушки» Прокофьева — Захарова 1945 года, где атмосферу сказки во многом создавали видеопроекции. Вот и сейчас постановщик привлёк соавторов по работе над «Золушкой» известных мэтров: сценографа Вячеслава Окунева и видеохудожника Глеба Фильштинского. Теперь их доля в общем деле заметно увеличилась, потребовав кропотливой работы. Её начали загодя в специально оборудованной студии. Мультипликацию, применённую в фильме 1960-го, заменила цифровая техника, позволившая изобразить не нарисованных героев, а непосредственных участников спектакля. Важной задачей было найти необходимое цветовое и стилистическое единство между неподвижной театральной декорацией и движущейся кинопроекцией, а также между танцевально-пантомимным и экранным действием. «Арбитром» в спорах, неизбежных в любой творческой работе, выступал Мессерер. О достигнутой гармонии можно было судить на премьере 2 сентября.

...Уже красочный занавес-заставка с изображением сказочного русского города предвещает атмосферу праздника. Но вот вступает оркестр, где в бушевании звуков слышатся трещотки, свистульки, рожки и прочие народные инструменты, и праздник начинается. Оживает и город на занавесе, словно вы приближаетесь к нему и замечаете парящую в вышине огненную чудо-птицу. Так же, словно по волшебству, оживает, приближается к вам и изба, где обитают герои сказки. Но главное чудо свершается ночью в чистом поле, где Иванушка, чтоб не уснуть, считает звёзды на небе. Внезапно налетает вихрь такой силы, что не только трава, деревья к земле пригибаются. Это светопреставление устраивает скачущая по пшеничному полю волшебная кобылица. Но и Иван — не промах: сумел её оседлать, усмирить, да ещё получить в подарок двух златогривых коней и верного друга — забавного Конька-Горбунка.

Но нужно ли пересказывать с детства всем знакомую сказку? Нашей задачей было показать, как органично театральное действие, разыгранное актёрами, соединяется с киноэффектами. Но главное ещё впереди: полёты Ивана на Коньке-Горбунке с проплывающими под ними лесами, горами, городами; погружение в море-океан со снующими рядом жителями водных глубин. Особенно активно балет и кино взаимодействуют на дне морском. На сцене разворачивается танцевальный дивертисмент подводных обитателей. А вместе с ними — наверху, внизу, сбоку — плавают «настоящие» рыбы и медузы. Притом никто никому не мешает, а картинка получается фантастическая.

Мессерер полностью воспроизвёл хореографию Радунского, но кое-что добавил. Например, во втором акте выверен рисунок и образность композиции кордебалета. Теперь 24 танцовщицы облачены в великолепные оранжевые пачки жар-птиц и сверкающие головные уборы. Сцена Царь-девицы в обрамлении огненного кордебалета, вкупе с тридцатью двумя фуэте балерины, становится танцевальной кульминацией балета. Однако в третьем акте её оспаривает не менее колоритный дивертисмент, по форме напоминающий па д’ансамбль. Мессерер воссоздал па-де-труа Морской царевны с Кораллами, существенно усилив их вариации и коду. В довольно сложном адажио, целиком построенном на необычных поддержках, запоминается горизонтальный полёт Морской царевны на руки партнёра и беспроигрышный трюк — её же «двойная рыбка».

Пока артисты переводят дыхание после трудного номера, танцуют стайки прелестных Золотых рыбок и напористых Морских коньков (их сплошь прыжковый номер значительно усложнил Мессерер). А затем отдохнувшие Кораллы вдвоём исполняют виртуозную вариацию. В динамичной коде к основным исполнителям присоединяется группа медуз и водорослей, до тех пор служившая живой декорацией. Не удержался и Иван, пустился в пляс, выдав для такого случая замысловатое коленце: присядку с выходом в пируэт. Особенно здесь отличился Виктор Лебедев: глубоким — до пяток — плие с молниеносным выбросом ноги.

Но концертом обитателей моря в честь Ивана классический репертуар балета ещё не исчерпан. В финале преобразившийся в царевича Иван танцует с Царь-девицей па-де-де, насыщенное всевозможными тур-де-форсами. На основе классики решён и образ Конька-Горбунка, поставленный на танцовщицу-травести. Юркая изящная лошадка перебирает пуантами-копытцами, доказывая своё жизнелюбие игривыми прыжками и турами. А наряду с классикой балет изобилует народными танцами — несколькими русскими и даже цыганским. Значительное место отведено пантомимным сценам, причём весьма занимательным, лаконично и точно обрисовывающим характеры персонажей — Ивана, его братьев, бояр, Конюшего и особенно Царя. Труппа Михайловского прекрасно справляется и с танцами, и с игровыми сценами.

На премьере главные роли с блеском исполнили Анастасия Соболева — несколько загадочная красавица, не сразу открывающая душу Иванушке, и Виктор Лебедев, доказывающий незаурядность своего обаятельного героя головокружительным танцем. В другом составе чистосердечный и скромный Иван Никиты Четверикова вначале тушевался перед роскошной, по праву уверенной в своей неотразимости Царь-девицей Анжелины Воронцовой. Но став с ней вровень к концу балета, его Иван-царевич дал волю сдерживаемой прежде удали. Подряд четыре двойных содебаска, затем круговые шене и вся комбинация повторяется ещё раз в стремительном темпе — на такое мало кто способен!

Неунывающий шустрый Конёк удался Анне Кулигиной и Веронике Марковой. Труднейшее подводное па-де-труа без единой помарки исполнили Светлана Бедненко, Никита Четвериков, Павел Савин, в другом составе — Ирина Перрен, Виктор Лебедев и Иван Зайцев. Можно поздравить Савина: недавно принятый в театр, он не потерялся среди опытных прим и премьеров труппы.

В любой сцене приковывал к себе внимание Царь Марата Шемиунова, но не из-за двухметрового роста, а в силу актёрского таланта. Его герой не похож на туповатого царя создателя роли Радунского. Этот самодур так упоён собой, так убеждён в своей исключительности, что напоминает великовозрастного дитятю и потому вызывает снисходительное сочувствие. К тому же Шемиунов наделён человеческим обаянием, а это редчайшее качество магнетически действует на зрителей. Хорош и его подобострастный до самоуничижения Конюший в трактовке Александра Омара, скупыми жестами очертившего тип коварного царедворца.

Феерическая зрелищность, столь же феерическое звучание оркестра под управлением Павла Сорокина, тщательно воссозданная Мессерером хореография (ассистенты постановщика — Анна Разенко и Евгений Попов) и мастерство артистов обеспечили забытому спектаклю новую жизнь. Она должна быть долгой и счастливой. Во всяком случае, возрождённый «Конёк» порадует детей всех возрастов и их родителей, напомнив, а кого-то заставив перечитать, гениальную сказку Петра Ершова.

Ольга Розанова, журнал «Балет», 2021 год, № 6
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.