Михайловский балет в Японии

14 января 2015

Михайловский балет в Японии
Репортажи

Михайловский балет в Японии

Яркие костюмы, масштабные декорации, виртуозная хореография — публика в полном восторге. Японские зрители, которые славятся своей невозмутимостью, на спектаклях совершенно не скрывают своих эмоций. Как принимают балет Михайловского театра в Японии, рассказывает сюжет Первого канала.



В Японии с грандиозным успехом проходят гастроли балетной труппы Михайловского театра. Яркие костюмы, масштабные декорации, виртуозная хореография — публика в полном восторге. Японские зрители, которые славятся своей невозмутимостью, на спектаклях совершенно не скрывают своих эмоций.

До спектакля — шесть часов. Сцену самого большого и современного токийского зала готовят к «Лебединому озеру» — при помощи переводчиков российские и японские специалисты вместе развешивают декорации, ставят свет. За кулисами — тоже суета, распаковывают костюмы. Всё-таки «Лебединое озеро», визитная карточка русской балетной школы, обязывает быть на высоте.

Прима Михайловского театра Екатерина Борченко перед гастролями даже брала дополнительные занятия, оттачивала свою партию. Она понимала — здесь зритель будет еще внимательнее, чем дома.

«После каждого спектакля, когда ты выходишь уже уставший, уже без грима, без костюма, они все стоят и ждут, восторженные. И это очень мило, приятно просто безумно», — говорит балерина.

Самое удивительное — очень сдержанная по натуре нация громко выражает свои эмоции и во время представления. Японцы часто аплодируют и даже выкрикивают что-то по- японски. Возможно, «браво»? Но это — сейчас, а в 80-х, когда советские театры только начинали гастролировать, спектакли проходили в полной тишине. И лишь со временем отношение к танцорам, как и к самому балету, в Японии сильно изменилось.

«Хотя государственной балетной школы в Японии нет, балет сейчас становится очень популярным в нашей стране. Уже работает около 4000 студий, и благодаря такому интересу, растёт и уровень наших японских танцоров», — говорит организатор гастролей Михайловского театра в Японии Мичито Кадзи.

Гастрольный график у артистов Михайловского театра очень плотный. Десять дней — девять представлений. Танцуют на самых известных площадках Токио, в том числе, и в легендарном «Бунка Кайкан».

Театральная аллея звёзд: итальянский Ла-Скала, Венская Статс-опера, Американский балетный театр. Сюда, на гастроли в японский «Бунка Кайкан», приезжают труппы со всего мира. Закулисное пространство театра буквально усыпано громкими именами и автографами артистов, которые они оставляют прямо на стенах. Кстати, довольно много русских фамилий. Кто первый взялся за фломастер — сейчас не скажут и сами японцы.

За много лет гастролей труппа привыкла и к некоторым сложностям. Например, реквизит к балету «Корсар» японская таможня просто не пропускает — клинки, сабли и пистолеты приходится искать, а иногда и делать уже на месте.

Красочный балет, пираты, история любви — «Корсар» в постановке Фаруха Рузиматова привёл японских зрителей в восторг еще и потому, что партию Конрада исполнил сам Фарух Рузиматов. В статусе приглашенной звезды он прилетел в Японию с Михайловским театром.

«На сцену надо выходить и максимально отдавать всё. И соответственно, эта энергетика, которая посылается в зал, она, безусловно, возвращается. Тут как бы большого секрета нет. Выйди и умри — тогда всё будет хорошо», — уверен танцор.

Нынешние гастроли еще не закончились, а уже обсуждается следующий приезд. И главное — японская сторона, наконец, заинтересовалась современными постановками театра. Ведь до этого просили привозить лишь классический балет.

«Мне было приятно, что они нас попросили привезти и «Пламя Парижа», и все наши новые балеты — балет «Спящая красавица», например. Я считаю, что это огромный прорыв во взаимоотношениях с японским зрителем», — считает директор Михайловского театра Владимир Кехман.

Неимоверно тяжёлый график, смена часовых поясов — всё это артисты забывают на сцене. Здесь, в Японии, после нескольких лет перерыва в гастролях зал их не отпускает.

Наталия Люблинская, «Первый канал»