Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Петер Феранец: «Яначек был холерик и гуманист»

15.12.2010

Петер Феранец: «Яначек был холерик и гуманист»

16 и 18 декабря Михайловский театр покажет первую оперную премьеру сезона — «Катю Кабанову» Леоша Яначека, опера по мотивам «Грозы» Александра Островского прозвучит в Петербурге впервые. Этим репертуарным ходом Михайловский театр делает вескую заявку на передел сложившегося сегодня в России оперного рынка: до сих пор музыкальные драмы выдающегося чешского композитора-экспрессиониста были эксклюзивом Мариинского театра.

Нарушить мариинскую монополию на Яначека коллективу амбициозного петербургского театра помогает выписанная из Европы постановочная бригада в составе опытного драматического режиссера из Германии Нильса-Петера Рудольфа и одного из лидеров австро-немецкой сценографии Фолькера Хинтермайера. Накануне премьеры подробностями о готовящемся спектакле в эксклюзивном интервью «Культурной столице» поделился музыкальный руководитель новой постановки, главный дирижер Михайловского театра Петер Феранец.

— В России музыка Леоша Яначека почти неизвестна: его оперы ставились у нас дважды — в 1950-е годы в Большом шла «Енуфа», в 2000-е «Геликон-опера» поставила «Средство Макропулоса», а Мариинка выпустила «Енуфу». Поскольку у российской публики отсутствует сформировавшееся отношение к этому композитору, интересно узнать, как его воспринимают на родине, в бывшей Чехословакии? Яначек — чешский национальный классик?

— У меня к Яначеку особое отношение: я впервые побывал в оперном театре как раз на его «Лисичке-плутовке». У нас ее ставили как детский спектакль — конечно, молодому зрителю очень нравились все предписанные либретто курицы и петухи, и всё это выглядело, конечно, очень красиво и впечатляюще. Несколько лет спустя в Цюрихе я дирижировал «Лисичкой-плутовкой» Катарины Тальбах — и притом, что она поставила очень сказочный спектакль, все «взрослые» аспекты из партитуры никуда не исчезли: превращение лисички в женщину, ее влюбленность, рождение у нее детей — всё это было очень театрально показано...
«Лисичка-плутовка» всегда была самой популярной оперой Яначека в Чехословакии.

Хотя судьба у этого композитора очень и очень странная. Я с большим трудом могу назвать Яначека национальным героем — конечно, в его родном городе Брно проходит фестиваль его имени, регулярно ставятся все его оперы, но всегда происходит одна и та же история: премьеры проходят на ура — но после третьего-четвертого спектакля публика перестает обращать на оперы Яначека какое бы то ни было внимание. Так происходит везде, кроме, может быть, Праги, где Яначека спасает интерес туристов. Но вообще-то, чтобы привлечь внимание к постановке оперы Яначека, нужно вкладывать много денег в масштабные рекламные кампании. Как мало общего это имеет с тем колоссальным интересом, который вызывают сочинения Яначека во Франции и Англии!

— Как вы думаете, что именно так привлекает в Яначеке западную публику?

— По моим ощущениям, Яначек притягивает немцев и вообще западных людей своей экспрессивностью, дикостью, неакадемичностью, необузданностью. Они привыкли к формам, границам — а Яначек поражает как раз тем, что постоянно нарушает все возможные каноны. Он ведь, надо сказать, был довольно импульсивным человеком. Известно, например, что его жена дважды совершала попытку самоубийства по причине того, что она якобы недостойна жить с таким гением. Сопоставьте этот биографический факт с тем привычным образом Яначека, который мы знаем по фотографиям... На самом деле за этим благообразным обликом скрывались глубокие страсти. Яначек ведь во всех своих сочинениях предстает каким-то редкостным человеколюбцем. Он был вроде Моцарта — человеком сложным в жизни и совершенно ангелоподобным в музыке, холериком и гуманистом.

— В чем же все-таки причина столь сложной судьбы опер Яначека в Восточной Европе?

— Трудно сказать. Мне кажется, что в Чехии и в Словакии публику отпугнули от Яначека старые постановки — делавшиеся в фольклорно-этнографическом духе. Они отпугнули публику, приучив ее смотреть на чешские оперы как на какое-то замшелое старье — примерно как в России люди относятся к какому-нибудь «Князю Игорю», я полагаю. Оперы Яначека требуют очень современного подхода именно с театральной точки зрения — без этого им приходится очень трудно. А между тем в сочинениях Яначека очень много того, что способно увлечь современного человека. И конечно, эта музыка поразительно свежа. На первых репетициях в Михайловском оркестранты восклицали: «Что это за современная музыка!» А ведь они играли партитуру, которой почти восемьдесят лет — но сегодня она действительно звучит почти как авангард!

— Почему для первой постановки опер Яначека на сцене Михайловского театра вы остановились именно на «Кате Кабановой»?

— «Енуфа» и «Средство Макропулоса» отпали сами собой: они уже ставились в Петербурге. Другие его оперы — «Из мертвого дома», скажем, — пока слишком трудны для нашей труппы. У нас были некоторые виды на «Лисичку-плутовку», и, возможно, со временем мы вернемся к этому названию, но пока решено было остановиться на «Кате Кабановой» — по целому ряду причин. Во-первых, эта опера никогда не звучала в Петербурге и толком не ставилась в России — кроме единственного спектакля в Новосибирске, который как-то не прозвучал. Это, конечно, парадокс — все-таки «Катя Кабанова» написана на сюжет великой русской пьесы Александра Островского... Нашим главным желанием было представить этот шедевр музыкальной классики ХХ века петербургской публике. Во-вторых, определяющим был тот факт, что «Катя Кабанова» идеально ложится на нашу труппу. Мы не привлекаем к постановке солистов из других театров — у нас есть, например, три роскошные актрисы на главную роль: Анна Нечаева, Татьяна Рягузова и Мария Литке, которые совершенно по-разному интерпретируют образ Катерины.

— Как вы думаете, примет «Катю Кабанову» публика?

— «Катя Кабанова», на мой взгляд, произведение, которое в нашем христианском мире будет актуально всегда. Семейные проблемы — они всегда есть и всегда будут. Я спрашивал у наших артисток на репетициях — и они очень живо реагировали на коллизии сюжета (Феранец смеется. — Прим. ред.). А если серьезно, то музыкантам, конечно, было очень сложно осваивать совершенно новый для себя материал — но в конце концов они искренне полюбили музыку Яначека. С «Катей Кабановой» у них случилась, может быть, любовь не с первого взгляда — но это чувство более сильное и надежное. Все репетируют с огромным удовольствием. А вот для публики, которая привыкла ходить в оперу, с невероятно лирической, насквозь пронзительной партитурой «Кати Кабановой», как мне кажется, должна возникнуть любовь именно с первого взгляда.

— Вам, понятное дело, не хочется раскрывать всех деталей грядущей премьеры. Но нашим читателям все-таки очень хотелось бы узнать — каким предстанет на сцене Михайловского сюжет «Грозы» Островского?

— Прежде всего, я хотел бы отметить, что Нильс-Петер Рудольф — очень опытный режиссер, много работавший в драматическом театре, в 1980-е годы руководивший гамбургским Deutschen Schauspielhauses. В опере он работал не много, но успешно — в частности, на его счету несколько великолепных постановок в берлинской Staatsoper. Кстати, Рудольф много и успешно ставил русскую классику — и в частности, Чехова. Самое главное для него как для режиссера — исполнители, актерская игра певцов-солистов. Он очень тщательно работает с вокалистами — прорабатывает все оттенки музыки, каждую интонацию. У нас в театре до сих пор не занимались столь подробной психологической работой — к счастью, партитура Яначека очень благодатный для этого материал. Режиссеру удалось мощно втянуть певцов в репетиционный процесс — сейчас они работают совсем как драматические актеры.

— Какое место, как вам кажется, этот спектакль займет в афише Михайловского? Ведь «Катя Кабанова» — первая опера ХХ века в репертуаре театра...

— Хочется верить, что у нас получится хороший драматический спектакль психологического театра, в лучшем смысле слова. Яначек написал глубоко интровертную интимную драму. Конечно, на «Кате Кабановой» нельзя будет отдохнуть, поудобнее устроившись в мягком кресле, заслушавшись красивой арией. Но нам хочется сделать спектакль, который бы увлек и исполнителей, и публику.

Софья Дымова
«Фонтанка.ру»
15-12-2010
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.