Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Главное — не рекламировать чипсы

05.09.2012

Главное — не рекламировать чипсы

«Росбалт» продолжает проект «Петербургский авангард», посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой «Росбалта» — музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра Михаил Татарников.

Михаил Татарников из петербургской артистической семьи, внук известного дирижера Джемала Далгата. После окончания консерватории 12 лет проработал в Мариинском театре: сначала как скрипач, а с 2006 года как дирижер. Естественным результатом нескольких осуществленных им удачных постановок стали приглашения в крупные европейские оперные театры и оркестры. И наконец, в декабре 2011-го, в возрасте немного за 30, — на пост музыкального руководителя и главного дирижера Михайловского театра.

— Можете подвести итоги своего первого сезона в Михайловском?

— Это сложно, поскольку сезон я провел не целиком. Меня пригласили как «перспективного молодого дирижера», но опыта руководства таким большим театром у меня не было. Могу сказать, что только сейчас, полгода спустя, чувствую, что по-настоящему готов руководить: нести ответственность перед большим количеством людей, которые смотрят на тебя как на последнюю инстанцию. Я даже многое поменял в своих взглядах на жизнь.

— Кого-нибудь уволили?

— К сожалению, да. Это было самое трудное. Недавно прочитал интервью Юрия Темирканова. Его спрашивают: «Вы увольняли людей?». Он отвечает: «Конечно». «Не тяжело было?» — «Почему мне должно быть тяжело, если это мешает музыке?». Я позавидовал Юрию Хатуевичу: для меня это каждый раз очень тяжело. Хотя понимаю, что надо расставить приоритеты: если ты служишь какому-то делу, должен совершать поступки, совершать которые необходимо. В том числе жесткие. Когда я в первый раз подписал бумагу об увольнении (это был сотрудник административной части, который абсолютно не соответствовал своему месту), мне сказали: ну вот, теперь ты стал руководителем.

— В современном оперном театре кто главный — дирижер или режиссер?

— Сейчас главным становится режиссер. Это с сожалением признают многие, не только дирижеры. Но если внимательно посмотреть на ситуацию, подумать, понимаешь, что это происходит по одной простой причине. Режиссер с певцами, как правило, работает пару месяцев. А дирижер приезжает за три дня, а то и за день до премьеры, когда какие-то режиссерские решения поздно менять. Даже если он приедет за две недели, к этому моменту спектакль уже сложился, режиссер и артисты — спаянный коллектив, в котором дирижер оказывается немножко инородным телом.

Хотя бывает по-другому: например, сейчас я два месяца работал в Опере Бордо, дирижировал «Доном Джованни» трехлетней давности, там были новые певцы и новый я, и «Свадьбой Фигаро», которую ставил тот же режиссер Лоран Лафарг. Он — знаменитость, я — приглашенный молодой дирижер, однако он, работая над «Свадьбой Фигаро», шагу не ступил без моего совета, так что спектакль создавался нами вместе.

— А если то, что вы видите на сцене, вас категорически не устраивает, что делаете? Утыкаетесь в партитуру?


— Могу лишь завидовать тем, кто категорически не идет ни на какие компромиссы. На самом деле, мне кажется, когда люди делают спектакль сообща, надо не занимать предельно жесткую позицию, а максимально стараться, чтобы получилось по возможности хорошо. Задача — не показать, какой ты крутой, а добиться качества общего результата. Всякий, кто делает спектакль, творческий человек, и надо уметь общаться со всеми. Поле для компромисса есть всегда, но это даже не компромисс, а способ достижения цели.

— То есть вы предпочтете, чтобы хвалили спектакль в целом, а не «было бы вообще невозможно смотреть, если б не дирижер»?

— Безусловно. Или, как бывает, чтобы с твоей подачи на каждом углу орали: мол, дирижер был против, но ничего не мог сделать. Если вести себя умно, режиссер тебя послушает, в итоге получится лучше. А не просто тупо заявлять: я к этому г... не имею отношения.

— Уже довольно давно режиссеры стали политизировать оперу: например, «Набукко» и «Самсон и Далила», где действуют евреи, обязательно будут про холокост, в «Идоменее» выносили головы Христа, Мохаммеда и Будды. Нынешней весной в вашем родном Мариинском театре Грэм Вик поставил «Бориса Годунова» с ОМОНом, Госдумой и прочими реалиями России последнего 20-летия. Это похвальное желание придать старым произведениями современное звучание или, наоборот, спекуляция на актуальности?

— Надо смотреть конкретно. Например, в случае с «Идоменеем» в Берлинской опере режиссер Ханс Ноейнфельс сознательно хотел, чтобы о нем все заговорили. Есть тип режиссеров-провокаторов, которые существуют не ради искусства, а ради скандала. Хотя скандал как форма искусства тоже имеет право на жизнь, но для меня всегда очевидно, когда что-то делается с расчетом именно на такую реакцию. Что касается Грэма Вика — он мне по-человечески очень близок, симпатичен, мы вместе делали в Мариинском театре «Средство Макропулоса» Яначека. Я уверен, что он не занимался никакой намеренной расчетливой политизацией «Годунова», а просто, опираясь на свое знание ситуации в России, задумывал актуальный спектакль, который нашей публике интересно было бы смотреть — и который уже в процессе создания совпал с событиями, которые у нас происходили.

— Многие деятели академической музыки говорят, что если ее не популяризировать, она рискует остаться без аудитории: старая вымрет, новая не рекрутируется. Приход в вашу сферу приемов шоу-бизнеса — процесс естественный или вынужденный?

— Ну, полного «опопсения» все равно не произойдет. Мне бы никогда не пришло в голову спеть с Киркоровым, но — а если у Анны Нетребко была такая детская мечта? И пожалуйста. Я с Аней работал, очень ее уважаю, она чрезвычайно работоспособна и ответственна, но просто по натуре она еще и человек легкий — так почему не позволить себе такое увлечение? Не думаю, что она серьезно отнеслась к этому дуэту. А потом, главное — она продолжает с большим успехом выступать на ведущих сценах мира.

Аудитория классической музыки действительно сужается. Но уверен: до нуля она не сузится. А потом начнет расширяться обратно. Потому что в нашем мире механики, роботов, компьютеров и т. д., живой звук, живое исполнение без всяких микрофонов и усилителей именно поэтому будет людям все нужнее. Попадаю в какие-то компании и к своему удивлению вижу, что многие молодые с удовольствием ходили бы в филармонию. Но боятся сделать этот шаг — пойти на концерт классической музыки. Вот сейчас я дирижировал на культурной олимпиаде «Сочи-2012». Познакомился с людьми и пригласил их на концерт. А они никогда не были на концерте классической музыки — и готовились к этому как к сакральному событию. Хотя мы не исполняли какую-нибудь огромную сложную симфонию Брукнера, это был гала-концерт с легкой программой, для них все оказалось очень ново — но они были в полном восторге. Наверное, пора будет кричать караул, когда какой-нибудь известный исполнитель начнет рекламировать чипсы. Но пока ведь этого не происходит. Никому из настоящих музыкантов такая популярность в принципе не нужна. Они становятся популярны только за счет своей профессии. Вот Хворостовский...

— Который рекламирует конфеты.

— Все-таки есть разница с чипсами? Это замечательный певец, профессионал, который, выходя на сцену, каждый раз доказывает свой артистический, а не медийный статус. Я очень люблю футбол, но классическая музыка не должна быть как футбол. Или как эстрадная музыка: мы изначально заточены по-другому, и никому из нас не интересно заниматься той ерундой, которой занимаются они.

— Но мы же знаем, что многие музыканты — никакие не «носители духовности», а серые ограниченные люди. Хотя бы в силу того, что они всю жизнь по много часов проводят с инструментом.

— Это правда. Но я могу точно сказать, что лабухи — серые личности — были бы еще более серыми, если бы не занимались классической музыкой. Не говорю, что классическое искусство делает людей лучше (хотя и это так). Но оно ставит вопросы, заставляет людей развиваться, думать, чувствовать.

— У одного дирижера произведение звучит потрясающе глубоко, у другого оно же — неинтересно. Как жестикуляция превращается в смысл?


— Мариинский театр, интерпретации других дирижеров, в конце концов, вся жизнь научили меня: в любом произведении надо понимать, о чем оно. Дирижер, выходя, должен рассказать историю. Перед каждым выступлением и даже на оркестровой репетиции я всегда ставлю себе задачу: не «давайте здесь потише, тут погромче» — а показать, что ты понимаешь, о чем это и к чему. Надо, чтобы оркестр не просто озвучил набор нот (как, к сожалению, часто происходит), но почувствовал свою причастность именно в рассказу некой истории.

— Как этого добиться?

— Технологии нет. Многие молодые дирижеры думают, как бы себя сразу поставить, или, наоборот, начинают слишком заигрывать с оркестром. Но, на мой взгляд, тут нельзя давать никому никаких советов, потому что у каждого своя сценическая фактура. Один может сказать фразу — и все прислушаются, даже немножко испугаются, а у другого та же фраза прозвучит смешно. Не надо кого-то пародировать. Самое главное — вести себя естественно.

— Тем не менее у вас были образцы для подражания?

— Стараюсь никому не подражать. Другое дело — что, безусловно, во время моего становления как дирижера на меня повлияли Юрий Темирканов, Валерий Гергиев и Джанадреа Нозеда, и порой вылезали какие-то их жесты. Это абсолютно нормально, это бывает у каждого. Могу сказать, что сейчас у меня появился свой четкий стиль.

— Сейчас, когда почти никто не следует традиционному дирижерскому дресс-коду, вы храните верность фраку. Зачем музыке внешние визуальные эффекты (например, специальные костюмы), разве она не самодостаточна?

— Есть какие-то правила игры, которые мы принимаем и должны им следовать. А то договоримся до того, что можно вообще в трениках на сцену выходить... Кстати, посмотрите на портреты великих композиторов: все они великолепно выглядели. Что касается фрака — просто у меня удачный фрак (смеется). Но когда очень жарко или когда, как сейчас было во Франции, спектакли подряд каждый день, я работаю в рубашке — в таких условиях семь потов сойдет, и фрак очень быстро испортится. Так что берегу его для особых событий.

Вообще же мне важнее, как я буду выглядеть перед оркестром, а не перед публикой. Допустим, мне хочется, чтобы флейтист сыграл необыкновенно ярким звуком, который бы просто воспарил над оркестром, — я показываю ему жестом, со стороны, может быть, кажущимся слишком красивым. Но если он поможет сыграть так, как мне надо, а кто-то в публике при этом подумает, что я позер, — пусть думает.

— В ваших взаимоотношениях с оркестром имеет значение, что вы, побыв скрипачом, знаете дело с обеих сторон?

— Безусловно, сидя в оркестре, я узнал процесс изнутри. Но это совершенно разные профессии, и мне удалось перейти из одной в другую, хотя это получается далеко не у всех, кто решил сменить смычок или клавиатуру на дирижерскую палочку. Благодаря моему оркестрантскому прошлому у меня много друзей в петербургской музыкальной среде, со многими меня связывают личные отношения. С одной стороны, это иногда мешает в принятии каких-то жестких решений, хотя я стараюсь от этого абстрагироваться. С другой — сидящие в оркестре меня принимают как своего и, мне даже кажется, искренне за меня радуются.

04.09.2012
«Росбалт»
Дмитрий Циликин
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.