Регистрация Ваша корзина

Репертуар

Русалка

опера в 3-х действиях
музыка Антонина Дворжака

3 часа 15 минут
два антракта
csисполняется на чешском языке (сопровождается титрами на русском языке)
16+для зрителей старше 16 лет
Русалка
 
Постановщики

Либретто: Ярослав Квапил
Музыкальный руководитель постановки: Петер Феранец
Режиссёр-постановщик: Игорь Коняев
Художники-постановщики: Пётр Окунев, Ольга Шаишмелашвили
Хореография: Мария Кораблёва
Художник по свету: Денис Солнцев
Режиссёр: Юлия Прохорова
Ассистент режиссёра: Вячеслав Калюжный

При поддержке

Фонд Михайловского театра

Информационный партнёр

Эхо Москвы в Санкт-Петербурге

Премьера в Михайловском театре: 30 октября 2009 года

Антонин Дворжак — крупнейший чешский композитор XIX века. Стиль композитора отличается богатством мелодизма, оригинальностью ритмики (часто связанной с фольклорными источниками) и касочным оркестровым письмом. Зимой 1899-1900 года Дворжак стал искать либретто для нового сочинения. Он остановился на только что законченном либретто «Русалки» чешского поэта, драматурга и театрального деятеля Ярослава Квапила. Это глубоко волнующий рассказ о всепобеждающей любви, не отступающей перед страданиями и самой смертью. Своей новой опере, которая была завершена в ноябре 1900 года, композитор дал подзаголовок «лирическая сказка», очень точно определив этим ее жанровые обязанности.

В Михайловском театре «Русалка» Антонина Дворжака идёт в постановке режиссёра Игоря Коняева. Зрелищный, поэтичный, насыщенный действием спектакль рассказывает историю любви Русалки и Принца, которые, оказавшись на перепутье фантастического мира и обычной человеческой жизни, прошли через серьёзные испытания. Хотя полноправными героями оперы являются Водяной, Баба-яга и другие мифологические обитатели озёр и лесов, это не детская сказка, а очень серьёзная, взрослая история о трагической любви, измене, мести и милосердии.

Музыкальный руководитель постановки Петер Феранец считает, что «Русалка» представляет «образец высокой музыкальной культуры, где красивые мелодии, в которых есть славянская поэтика и лиризм, развиты в строгих классических рамках».

Действие первое

Весна. Ночь. Просыпаются лесные духи. Появляются лесные нимфы. Они веселятся и играют вокруг озера. Лесные нимфы пытаются разбудить Водяного. Водяной просыпается и начинает играть с ними. Лесные нимфы разбегаются. Появляется грустная Русалка. Она просит Водяного поговорить с ней. Ей хочется быть человеком — иметь человеческую душу, которая после смерти излучает яркий свет. На озере она увидела Принца и захотела оказаться в его жарких объятиях, с тех пор Русалка не знает покоя.

Водяной жалеет Русалку, от любви у него нет лекарства, он посылает ее к Бабе-яге и, расстроенный, исчезает. Русалка остаётся одна. Из-за тучи выходит месяц. Она просит месяц помочь ей и открыть Принцу её любовь. Месяц не слушается и уходит за тучу.

Русалка зовёт Бабу-ягу.
Появляется Баба-яга. Она не видит и не слышит Русалку.
Баба-яга предлагает ей выйти из озера. Русалка не может этого сделать, ей мешают водоросли и кувшинки. Баба-яга колдует и помогает Русалке встать на ноги. Русалка выбирается из озера и умоляет колдунью помочь ей. Колдунья просит в уплату жемчужное ожерелье. Русалка обещает всё отдать, если Баба-яга поможет ей стать человеком.

Баба-яга соглашается и просит в уплату русалочий наряд. Она предупреждает, что, став человеком, Русалка будет немой, но самое ужасное заключается в том, что если её любовь не встретит отклика и возлюбленный её обманет, тогда они оба будут прокляты: Русалка не сможет вернуться к своим сёстрам-русалкам, а Принц умрёт.
Русалка не боится проклятия, она готова своей любовью разрушить колдовство. Баба-яга помогает Русалке и превращает её в немую девушку.

В это время в лесу идёт охота. Принц и его свита преследуют лань. Слышна песня Ловчего про Белую лань. Появляется Принц. Он гнался за ланью, но озеро манит его, и он хочет остаться в лесу у озера. Принц отправляет свою свиту в замок и остаётся один.
Появляется Русалка в образе немой девушки. Принц поражён её красотой. Он просит дать ему знак, что он ей нравится. Русалка обнимает его, но слышит зов подруг-русалок и хочет вернуться в озеро. Принц уводит Русалку в свой замок.

Действие второе

Прошла неделя со дня встречи Принца и Русалки. Назначена свадьба. Но Принцу кажется, что Русалка холодна к нему. Немая девушка не может выразить своих чувств. Появляется Княжна, которая рассчитывала на взаимность Принца. Его увлечение немой девушкой смешит и злит её. Она решает расстроить свадьбу Русалки и Принца.

Княжна упрекает Принца, что он забыл своих гостей и никак не оторвётся от невесты. Княжна просит разрешения лучше рассмотреть немую девушку. Принц смущается и отправляет Русалку переодеваться, а сам начинает ухаживать за Княжной. Русалка расстроена.

Появляется Водяной. Он жалеет Русалку, которой уготована печальная участь смертного человека.
Начинается ритуал приготовления к свадьбе. Звучит свадебная песня об алых розах. Русалка пугается и зовёт Водяного. Появляется Водяной. Русалка просит забрать её из замка в озеро. Водяной требует, чтобы она не трусила и была стойкой. В ответ Русалка жалуется на Княжну, которая сумела увлечь Принца.

Появляется Принц с Княжной. Принц признаётся Княжне в своей страсти — он готов забыть Русалку.
Русалка бросается к нему, но Принц её отталкивает.
Водяной проклинает Принца и предрекает ему смерть. Он увлекает Русалку на дно озера. Княжна торжествует, она расстроила свадьбу.

Действие третье

Проклятие Бабы-яги свершилось. Теперь Русалка принадлежит тёмным силам и не может вернуться к своим подругам-русалкам. Ей суждено нести смерть людям.
В одиночестве Русалка тоскует. Появляется Баба-яга. Русалка просит у неё помощи. Баба-яга предлагает ей отомстить: убить Принца и этим снять с себя проклятье. Русалка в ужасе. Она любит Принца и не желает ему смерти. Баба-яга смеётся над слабой Русалкой и исчезает.
Русалка пытается подойти к сёстрам-русалкам, но они убегают от неё. В тоске она погружается на дно озера.

На лужайку сбегаются беззаботные лесные нимфы, они хотят играть и зовут Водяного.
Появляется Водяной. Водяной прогоняет лесных нимф, ему не до игр, ему жаль Русалку — она обречена на вечное одиночество.

Грустные лесные нимфы разбегаются.
Появляется Принц. На нём печать проклятия. Он ищет и зовёт Русалку.
Русалка поднимается со дна озера. Принц просит у неё прощения и требует поцелуя. Русалка предупреждает Принца о гибели, но Принц готов умереть в объятиях любимой. Русалка обнимает Принца и целует его.
Принц умирает.
Русалка признаётся ему в любви и обращается к Богу с просьбой о прощении всех грехов умершего Принца.

 

Трейлер спектакля

Русалка